Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Скоро открытие
  5.  Выставка «Прошу считать меня сотрудником “Весов”...»

Выставка «Прошу считать меня сотрудником “Весов”...»

Музей Серебряного века

15 января — 15 мая 2019 г.

«Прошу считать меня сотрудником “Весов”. Художники издательства “Скорпион”»

Выставка представляет визуальные образы символизма на страницах журнала «Весы», выполненные художниками, определившими эстетический облик Серебряного века. Графика авторов, сотрудничавших с издательством «Скорпион», демонстрирует симбиоз текста и изобразительного материала в рамках «нового искусства» и символизма, отраженный на страницах журнала «Весы».

В 2019 году исполняется 115 лет с момента выхода первого номера научно-литературного и критико-библиографичекого журнала «Весы», выпускавшегося издательством «Скорпион» в 1904–1909 годах. Символистский журнал «Весы» объединил вокруг себя сторонников «нового искусства» и во многом определил развитие символизма в России. 

Редактором-издателем журнала бессменно являлся меценат Сергей Поляков, но инициатором создания, фактическим руководителем и идейным вдохновителем «Весов» был Валерий Брюсов. Как писал Георгий Чулков, Брюсов еще в самом начале своей творческой деятельности ставил перед собой задачу «создать в России „школу нового искусства“ — по образцу французских модернистов». В этом смысле журнал как печатный орган, транслирующий новые идеи, выстраивающий идеологические основы символизма, для Брюсова приобретал жизненную необходимость. В качестве образцов служили европейские издания: английский «Athenaeum», французский «Mercure de France», немецкий «Literarisches Echo», итальянский «Marzocco». Российским предшественником «Весов» можно назвать журнал «Новый путь» (1902–1904) с его идейными руководителями Зинаидой Гиппиус и Дмитрием Мережковским.

В «Весах» сложился устойчивый штат сотрудников, воплощавших на страницах журнала декадентские идеи «московской версии» символизма — индивидуализм, эстетизм, резкий фокус на Запад. Над публикациями работали такие писатели, как К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис, А. Блок, В. Брюсов, А. Белый, М. Волошин, Н. Гумилев, М. Кузмин, З. Гиппиус, Д. Мережковский, А. Ремизов, Ф. Сологуб, К. Чуковский. Среди иностранных авторов, предоставлявших свои корреспонденции «Весам», значились Дж. Амендола, Эмиль Верхарн, Рене Гиль, Жан и Реми де Гурмоны, С. Мэзон, Э. Остерман, Дж. Папини, Ст. Пшибышевский, А. Симонс, М. Шик, И. Шнабль, Ф. Эверс и др. В отделе искусств выступали: Лоран Биньон, Игорь Грабарь, С. Рафалович, А. Ростиславов, И. Щукин и др.

Одной из главных задач издательства «Скорпион» являлось создание достойного оппонента господствовавшему на рубеже XIX–XX веков «толстому» литературно-научно-политическому журналу, такому, как, например, «Вестник Европы», «Мир божий», «Образование», «Русская мысль», «Русское богатство» и проч., содержащему в себе, помимо литературной критики, общественно-политические статьи, но полностью лишенному иллюстраций. «Весы» являли собой журнал нового типа, отличительными чертами которого должен был стать высокого уровня дизайн — хорошая бумага, вычурная обложка, эффектное оформление текста заставками и виньетками в стилистике времени, рисунки и вклейки с цветными репродукциями.

К участию в работе над оформлением журнала приглашались лучшие отечественные и западноевропейские творческие силы. Так в качестве названия выставочного проекта выбраны строки из письма Л. Бакста В. Брюсову. В ноябре 1903 года он пишет: «Прошу вас считать меня сотрудником „Весов“. С удовольствием сделаю обложку <…> Название интересно и будит художественное воображение рисовальщика».

Помимо Бакста, над номерами журнала работали такие мастера, как К. Сомов, С. Судейкин, В. Борисов-Мусатов, Н. Рерих, Н. Сапунов, А. Арапов, Н. Феофилактов, В. Милиоти, Л. Мейстер, К. Вальзер, А. де Каролис, Фр. Кристоф, Ш. Лакост, Е. Надельман, Т. ван Риссельберг, О. Редон, П. Синьяк, Дж. Энсор, Фидус <Г. Хеппенер> и др.

В задачи кураторов выставки входит выявление точек пересечения между редакционной политикой «Весов» в области дизайна журнала и западноевропейских культурных тенденций начала XX века, демонстрация индивидуальной манеры, присущей каждому из «сотрудников „Весов“», наполнявших страницы журнала модным иллюстративным материалом, который, без сомнения, оказывал влияние на формирование художественного вкуса читателей.

Выставка, которая будет проходить в Доме Брюсова с 15 января по 30 апреля 2019 года, продемонстрирует оригинальную и тиражную графику, фотографии из собрания ГМИРЛИ имени В. И. Даля — иллюстрации к сюжетам, вдохновлявшим символистов, симбиоз текста и изобразительного материала в рамках «нового искусства» и символизма, а также портреты корреспондентов журнала «Весы» и сотрудников редакции журнала, фотографии художников.

Посещение по входным билетам в музей

Куратор: Ирина Юрасовская

проспект Мира, 30
+7 495 680-86-83