Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Текущие
  5.  Выставка «Тургенев vs Достоевский: история сближений и расхождений»

Выставка «Тургенев vs Достоевский: история сближений и расхождений»

10 – 25 марта 2018 г.

Совместная выставка Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля и европейского музея в Буживале «Дача И. С. Тургенева» работает в марте 2018 года по адресу: Буживаль, улица Ивана Тургенева, 16. Экспозиция представляет историю взаимоотношений, творческую полемику, идейные расхождения и литературные сближения писателей-классиков.

Создатели «русского романа» — Иван Тургенев и Фёдор Достоевский были почти сверстниками. Тургенев родился 9 ноября 1818, Достоевский спустя ровно три года — 11 ноября 1821. Небольшая разница в возрасте и преданность русскому слову, литературе сделали неизбежной их встречу.

Ещё до личного знакомства, которое состоялось только в 1840-е годы, они были близки друг другу в своей любви и поклонении гению великого русского поэта Александра Пушкина, который был их старшими современником. «Пушкин был в ту эпоху для меня, как и для многих моих сверстников, чем-то вроде полубога. Мы действительно поклонялись ему», — вспоминал Тургенев. Под этими словами мог бы подписаться и Достоевский. Тургенев дважды видел Пушкина и на всю жизнь запомнил «его смуглое небольшое лицо, его африканские губы, оскал белых крупных зубов, висячие бакенбарды, тёмные желчные глаза под высоким лбом почти без бровей — и кудрявые волосы».

Достоевскому не повезло — Пушкин погиб на дуэли за несколько месяцев до того, как Достоевский оказался в Петербурге. Известие о гибели кумира потрясло его. В те февральские дни 1837 года семья Достоевских находилась в трауре — ушла из жизни мать Достоевского и, как он вспоминал позже, если бы не это обстоятельство, то он бы просил разрешения у отца носить траур по Пушкину. Для обоих писателей Пушкин стал необходимым собеседником на всю жизнь.

История взаимоотношений Тургенева и Достоевского исполнена драматизма. Они встретились и сблизились в дни дебютного триумфа Достоевского в 1845 году, когда его первый роман «Бедные люди», прочитанный в рукописи, восторженно приветствовал самый авторитетный критик той эпохи Виссарион Белинский (1811 — 1848). Тургенев входил в круг близких друзей Белинского и разделял его взгляды. Литературный дебют Тургенева — поэтический рассказ «Параша» (1843) — был также одобрительно отмечен Белинским, который писал: «Каково же было наше удивление, когда прочли мы поэму, не только написанную прекрасными поэтическими стихами, но и проникнутую глубокою идеею, полнотою внутреннего содержания, отличающуюся юмором и иронией!» Достоевский вспоминал эйфорию, которая охватила его от знакомства с кругом Белинского: «О, я буду достойным этих похвал, — думал он в те счастливые для него дни, — и какие люди, какие люди! Вот где люди! Я заслужу, постараюсь стать таким же прекрасным, как и они… о, к ним, с ними!» К сожалению, прочной дружбы между молодыми литераторами не возникло. Более того Тургенев в соавторстве с Н. А. Некрасовым сочинил довольно злую эпиграмму на Достоевского, которая привела к разрыву. Их пути разошлись.

Несмотря на личную размолвку, творческие искания Тургенева и Достоевского имели общее направление. С 1847 года Тургенев начал публиковать рассказы, которые впоследствии вышли под названием «Записки охотника» (1852) и принесли ему заслуженную славу. Это было первое в русской литературе масштабное художественное исследование национального характера. Тургенев представил богатую галерею разнообразных типов и характеров, создав своеобразную энциклопедию народной жизни.

Исследование русского мира продолжил в «Записках из Мёртвого Дома» (1861) Достоевский. Его опыт был трагичен. В 1849 году он был арестован за участие в политическом кружке Петрашевского и сослан на каторгу в Сибирь. Но испытания не сломили его духа. Выйдя из острога он писал брату Михаилу: «Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! Я сжился с ними и потому, кажется, знаю их порядочно. Сколько историй бродяг и разбойников и вообще всего чёрного, горемычного быта! На целые томы достанет. Что за чудный народ. Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его».

«Записки охотника» Тургенева и «Записки из Мёртвого Дома» Достоевского составляют замечательную дилогию о русском народе, созданную талантом двух великих писателей.

Достоевский, обвинённый по «делу Петрашевского», оказался на долгие годы выключенным из литературной жизни. Вернувшись в начале 1860-х, он возобновляет свои многие прежние знакомства. В том числе и с Тургеневым. Вместе с братом Михаилом Достоевский принимается за издание литературного журнала «Время» и обращается к Тургеневу с просьбой написать в журнал. Тургенев соглашается, но работа над обещанной повестью идёт медленно. Журнал «Время» в 1863 году закрывается цензурой. Братья Достоевский ищут возможность возобновить его и вскоре добиваются разрешения издавать журнал «Эпоха». Успех нового журнала они во многом связывают, в том числе, и с участием в нём Тургенева. К этому времени обещанная повесть «Призраки» уже написана. Тургенев посылает её в журнал. Она появилась в первом номере «Эпохи». В том же номере вышла повесть Достоевского «Записки из подполья».

В течение всей своей жизни Достоевский внимательно следил за творчеством Тургенева, постоянно откликаясь на его произведения в статьях, письмах, произведениях. Отношение его чаще всего было полемично. Своеобразным этапом творческого диалога Достоевского и Тургенева можно считать их романы «Отцы и дети» (1862) и «Преступление и наказание» (1866). Прочитав роман Тургенева, Достоевский написал ему письмо. Отзыв Достоевского чрезвычайно взволновал Тургенева, который писал в ответ: «Вы до того полно и тонко схватили то, что я хотел выразить Базаровым, что я только руки расставлял от изумления — и удовольствия. Точно Вы в душу мне вошли и почувствовали даже то, что я не счёл нужным вымолвить». Создавая образ Раскольникова, Достоевский вспоминал и его литературного предшественника, вызвавшего бурные споры среди русских читателей. Если Базаров — нигилист-теоретик, то Раскольников — нигилист-практик. Судьба обоих трагична. Оба писателя высказывают свою скорбь об уродующей молодую жизнь теории нигилизма, захватившей русскую молодёжь в 1860-х годах.

Тема «отцов и детей» будет оригинально развита Достоевским в его романах «Бесы» (1871), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1878 — 1879).

К середине 1860-х годов существовавшие всегда идейные разногласия между писателями окончательно оформились. Неприятие Достоевским западнических, либеральных взглядов Тургенева постоянно нарастало. В 1867 году в Баден-Бадене между ними состоялся разговор, приведший их вновь к многолетнему разрыву. В письме А. Н. Майкову Достоевский рассказал о её подробностях: «Между прочим, Тургенев говорил, что мы должны ползать перед немцами, что есть одна общая всем дорога и неминуемая — это цивилизация и что все попытки русизма и самостоятельности — свинство и глупость. Он говорил, что пишет большую статью на всех русофилов и славянофилов. Я посоветовал ему, для удобства, выписать из Парижа телескоп. — Для чего? — спросил он. — Отсюда далеко, — отвечал я. — Вы наведите на Россию телескоп и рассматривайте нас, а то, право, разглядеть трудно. Он ужасно рассердился». Под конец они и вовсе разругались. В последующие 7 недель пребывания Достоевского в Баден-Бадене они встретились лишь однажды на вокзале: «мы поглядели друг на друга, — писал Достоевский, — но ни он, ни я не захотели друг другу поклониться».

С раздражением воспринял Достоевский роман Тургенева «Дым» (1867), увидев в нём фальшь либерального самосознания. Своё отношение к Тургеневу Достоевский воплотил в карикатурном образе писателя Кармазинова в романе «Бесы», который публично читает тексте «Merci», представляющий пародию на эссе Тургенева «Довольно» (1865). Роману Тургенева «Дым» посвящена критическая статья в «Дневнике писателя» Достоевского за 1876 год. В подготовительных материалах к «Дневнику писателя» есть резкая реплика Достоевского в адрес Тургенева, подолгу жившего во Франции и в Германии: «Полевой поместил в своей истории литературы картинку дома Тургенева в Баден-Бадене. Какое отношение имеет дом Тургенева в Баден-Бадене к русской литературе?»

Последняя встреча писателей состоялась в июне 1880 в Москве в дни торжеств по случаю открытия памятника А. С. Пушкину. Оба были приглашены «Обществом любителей российской словесности» в качестве участников торжественных заседаний. Тургенев выступал на заседании, проходившем 7 июня, Достоевский на следующий день. «Пушкинская речь» Достоевского произвела на слушателей ошеломительное впечатление. Среди светлых лиц русской литературы, появившихся вслед за пушкинской Татьяной Лариной, Достоевский назвал героиню Тургенева Лизу Калитину из «Дворянского гнезда». Как вспоминал современник, в тот момент, когда Достоевский произнёс свои слова, «Вся зала посмотрела на Тургенева, тот даже взмахнул руками и заволновался; затем закрыл руками лицо и вдруг тихо зарыдал. Достоевский остановился, посмотрел на него, затем опил воды из стакана, стоявшего на кафедре. Несколько секунд длилось молчание; среди общей тишины слышались сдерживаемые всхлипывания Тургенева».
Когда Достоевский заключил свою речь, аудитория взорвалась аплодисментами. В письме жене, написанном спустя несколько часов после события, Достоевский сообщал: «Когда же я провозгласил в конце о всемирном единении людей, то зала была как в истерике, когда я закончил — я не скажу тебе про рёв, про вопль восторга: люди незнакомые между публикой плакали, рыдали, обнимали друг друга и клялись друг другу быть лучшими, не ненавидеть впредь друг друга, а любить. Порядок заседания нарушился: всё ринулось ко мне на эстраду: гранд-дамы, студентки, государственные секретари, студенты — всё это обнимало, целовало меня. <…> „Пророк, пророк!“ — кричали в толпе. Тургенев, про которого я ввернул доброе слово в моей речи, бросился меня обнимать со слезами. Анненков подбежал жать мою руку и целовать меня в плечо. „Вы гений, вы более чем гений!“ — говорили они мне оба».

На следующий день московский фотохудожник М.Панов сделал в своём ателье фотопортреты И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского. Портрет Достоевского стал последним прижизненным портретом писателя.