Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Текущие
  5.  Выставка «А.П. Чехов во Франции»

Выставка «А.П. Чехов во Франции»

Дом-музей А.П. Чехова

29 января – 1 апреля 2018 г.

Выставка «А. П. Чехов во Франции» из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля позволяет представить эпизоды пребывания писателя в Ницце, Париже, Биарицце в 1890–1900-е годы.

Что остаётся после путешествия, кроме воспоминаний и впечатлений? Фотографии, купленные за границей вещи… Конечно, есть они и в чеховской коллекции. Верхнюю одежду, галстуки и даже стёкла к пенсне писатель предпочитал покупать за границей. Впрочем, в письме к сестре А. П. Чехов сетовал: «Здесь всё хорошо, но не во всем, однако, Франция опередила Россию. Спички, сахар, папиросы, обувь и аптеки в России несравненно лучше».

Строки из писем А. П. Чехова и воспоминаний современников, виды Франции, личные вещи писателя и фотографии его окружения дают возможность восстановить хотя бы отчасти детали чеховской жизни в её горестях и радостях, круг чтения и круг лиц, проследить смену настроений и занятий на Ривьере и в Париже.

В чеховской биографии так случалось неоднократно: вместо имения в Полтавской губернии, о котором мечталось, было куплено подмосковное Мелихово, вместо поездки в Биарриц — судьбою было уготовано путешествие на Сахалин и на Восток…

И только весною 1891 года А. П. Чехов вместе с издателем А. С. Сувориным, спонсировавшим поездку, впервые оказался в Европе: Вена, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь и наконец — Ницца, Париж.
«Масса движения. Улицы роятся и кипят. Что ни улица, то Терек бурный. Шум, гвалт. Тротуары заняты столиками, за столиками — французы, которые на улице чувствуют себя, как дома. Превосходный народ» — это первое впечатление писателя от Франции и её столицы.

Среди друзей чеховской семьи в 1897 году появилась молодая художница Александра Хотяинцева. Именно она создала серию гениальных карикатур, ставших яркими иллюстрациями реальных и вымышленных сюжетов, связанных с Чеховым и обитателями «Русского пансиона» в Ницце 1898 года, увековечив графически сюжеты ироничных наблюдений, дружеских импровизаций и шуток писателя. А также часы размышлений над открытым письмом Эмиля Золя президенту Французской республики Феликсу Фору «Я обвиняю», помещённого в газете «L’Aurore», ставшего реакцией на громкий судебный процесс, вошедший в историю как «Дело Дрейфуса».

Часто мечтая уезжать на зиму в тёплую Францию, Чехов всё-таки не имел такой возможности, прежде всего по финансовым причинам. Только его ухудшающееся здоровье заставляло каждый раз принимать решение об отъезде: осенью 1894, осенью и зимой 1897–1898, зимой 1900–1901.

Кураторы выставки: Эрнест Орлов, Виктор Зайцев

Художники-оформители: Наталья Романова, Евгения Ионова, Алексей Романов, Алексей Мозговой

Хранители: Наталья Янушкина, Екатерина Смирнова, Елена Косило, Регина Венцкунайте, Екатерина Виноградова, Николай Прохоров, Владимир Серебряков, Анастасия Флеминг