+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Текущие
  5.  Выставка «Мы были музыкой во льду». Часть 3. «Личное и общее»

Выставка «Мы были музыкой во льду». Часть 3. «Личное и общее»

Выставка «Мы были музыкой во льду». Часть 3. «Личное и общее» Музейный центр «Зубовский, 15»

21 декабря 2022 — 19 марта 2023

Трехчастный выставочный проект Дома-музея Б. Л. Пастернака и проектной группы «вДаль» «Мы были музыкой во льду» продолжает серию выставок, посвященных работе над различными текстами автора «Доктора Живаго».

Название «Мы были музыкой во льду» — цитата из поэмы Б. Пастернака «Высокая болезнь», у которого известны две редакции (1923 и 1928). Каждая из трех частей проекта посвящена художественному осмыслению разных этапов работы с текстом «Высокой болезни».

Первые две части проекта («Текст» и «Комментарий») были созданы на верхнем этаже веранды Дома-музея Б. Л. Пастернака в Переделкине. Третья часть проекта («Личное и общее») открывается в мансарде Дома Любощинских — Вернадских на Зубовском бульваре, 15.

Первая часть предлагала зрителю «войти в текст», как обычно читатель «входит» в книгу, художественное решение выставочного пространства стало прямой цитатой пастернаковского перевода Рильке — «Весь с головою в чтение уйдя…». На выставке можно было прочитать обе редакции — 1923 года (впервые опубликована в журнале «ЛЕФ») и 1928-го (публикация в «Новом мире»). Входя в слои разнофактурной бумаги (папиросной, кальки, пергамента, ватмана), посетитель в полном смысле «погружался в чтение», сопровождавшееся разнообразными звуками: шуршанием, шелестом, треском, скрежетом.

Вторая часть «Комментарий» — художественный образ самого процесса комментирования, исследование мемуарных и художественных текстов современников Пастернака, газетных публикаций, официальных документов и частной переписки. Комментаторами — филологами, историками, архивистами — не столько интерпретируется сам текст, сколько восстанавливается фактура и фактология описываемого времени. За строками «Мы были музыкою чашек, ушедших кушать чай во тьму» встает образ разоренного, голодного и холодного быта послереволюционной Москвы, когда приходилось обменивать семейные чайные сервизы на хлеб и крупу. В результате пристального вглядывания в текст кураторы выставки как бы расширяли его в своем сознании и обнаруживали новые поводы для комментирования.

Третья часть проекта «Личное и общее» — своеобразный стихотворный палимпсест — станет визуальным воплощением текста «Высокой болезни». Авторы проекта убеждены, что только таким образом можно избежать прямой и банальной иллюстрации текста, приблизиться к метафорическому смыслу всего произведения. Создатели выставки полагаются на способность читающего не пасовать перед трудностями и демонстрируют максимальное доверие к его художественному чутью и воображению.

Кураторы выставки: Ирина Ерисанова, Анна Колейчук

Художники: Евгения Ионова, Софья Ванеян, Федор Архипов

Координатор: Елена Дымич

Дом Любощинских — Вернадских
Зубовский бульвар, 15, стр. 1, мансарда




Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.