Новости
Вечер памяти Венедикта Ерофеева
14 октября 2018
Отдел: Музей Серебряного века
Дмитрий Петрович Бак
Елена Даниловна Шубина
Олег Андершанович Лекманов
Алексей Нейман, Илья Симановский
Нина Васильевна Фролова, сестра писателя
Михаил Свердлов
Выступает Сергей Шаров-Делоне
Владимир Андреевич Скороденко
Лев Андреевич Кобяков
Борис Сорокин
Галина Анатольевна Ерофеева, жена сына писателя
10 октября в Музее Серебряного века прошел вечер памяти Венедикта Ерофеева, на котором была представлена первая биография автора культовой поэмы «Москва — Петушки», вышедшая в «Редакции Елены Шубиной». Персонаж Веничка близко знаком читателю — и русскому, и зарубежному, — чего нельзя сказать про самого создателя поэмы. Олег Лекманов, Михаил Свердлов и Илья Симановский, опираясь на множество собранных ими свидетельств современников, постарались нарисовать портрет человека абсолютно свободного и в прозе, и в жизни. Результатом их многолетней работы стала книга «Венедикт Ерофеев: посторонний».
«Радостно, что столько людей пришло на презентацию», — обратился к переполненному залу директор ГМИРЛИ имени
В Доме Брюсова собрались не только поклонники творчества Венедикта Ерофеева, но и родственники, близкие друзья, товарищи писателя. «Просто фантастическая публика сегодня», — отозвалась Елена Шубина. Поблагодарив авторов и мемуаристов, поделившихся своими воспоминаниями, она рассказала, как сама впервые столкнулась с Ерофеевым: «Когда еще в юном студенческом возрасте я в первый раз прочитала „Москва — Петушки“, я подумала, как же об этом можно писать. Потому что тут надо подробно анализировать каждый абзац, каждое слово. И вот в книге Олега Лекманова, Михаила Свердлова и Ильи Симановского такой удивительный микс: мозаичный портрет Венедикта Ерофеева, многоголосье разных мнений и при этом потрясающий литературоведческий анализ. Книга построена как биография автора, Венедикта Ерофеева, и его героя, Венички».
Авторы решили отказаться от скучного формата традиционной презентации и, ни словом не обмолвившись о работе над книгой, передали бразды правления почетным гостям вечера. Многоголосье и полифония с книжных страниц перенеслись в зал. «Нам бы хотелось, чтобы эта встреча стала дополнением и продолжением книги», — рассказал Олег Лекманов, пояснив, что выступающих, словно книжные главы, они «постарались выстроить хронологически».
О детских годах и северной красоте Кольского полуострова рассказала старшая сестра писателя, Нина Васильевна Фролова. О времени учебы на филологическом факультете МГУ поведали Лев Андреевич Кобяков и Владимир Андреевич Скороденко. «Веничка очень бы порадовался и поехидничал, узнав, что его памяти малейшие крохи побираются и протоколируются», — с улыбкой заметил Владимир Скороденко. — Мы были провинциальные мальчишки. Оказались в общежитии, и оно сильно нас объединило. Тогда никто не думал о вечности. Мы просто жили и смотрели друг на друга, проводили опыты по добыванию алкоголя из
Одним из ближайших университетских приятелей Венедикта Ерофеева был впоследствии известный переводчик Владимир Сергеевич Муравьев. Об этой дружбе и встречах с Ерофеевым рассказал сын Владимира Сергеевича, Алексей Муравьев. «Веня был человек необыкновенный, и все к нему тянулись. Ко мне он относился совершенно безразлично, но меня он сделал», — рассказал Борис Сорокин, прототип
Своими воспоминаниями поделились Наталья Шмелькова, автор книги «Последние дни Венедикта Ерофеева», и Ирина Викторовна Дмитренко, лечащий врач Венедикта Васильевича. Галина Анатольевна, жена Венедикта Ерофеева — младшего, поблагодарила авторов за их труд, выразив надежду, что это не последняя книга, посвященная писателю.
Специальным подарком к юбилейному вечеру стала однодневная выставка Алексея Неймана: шесть графических портретов Венедикта Ерофеева и одна акварель. Все это работы, сделанные художником в конце
Искренние и подлинные истории из жизни, трагические и смешные рассказы о знакомстве и дружбе с Венедиктом Ерофеевым погрузили гостей вечера в мир уникального писателя, сделав его если не понятнее, то ближе.
Юлия Глотова
Фото: © Тимур Гольдман