Новости

Русские коллекционеры и музейное дело

16 июля 2018

Отдел: Дом-музей А.И. Герцена

12 июля в Доме-музее А. И. Герцена прошла встреча с известными искусствоведами и коллекционерами Анатолием Гостевым и Татьяной Алексеевой. «Ирена Александровна Желвакова предложила провести эту встречу полгода назад, и я тут же согласился, решив, что это идеальная возможность откосить от юбилея», — пошутил отметивший своей шестидесятилетие Анатолий Гостев. Вместе юбилейного застолья с тостами и закусками — пир на манер древнегреческого, с обсуждением искусства и литературы.

Коллекция Анатолия Гостева и Татьяны Алексеевой начала формироваться четверть века назад. Собрание не имеет определенной спецификации — в нем сочетаются предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства разных эпох и жанровых направлений. Но специально для вечера в ГМИРЛИ имени В. И. Даля, были подобраны «литературные экземпляры». «Каждый предметы — тайна, открывая которую, мы проливаем свет на новую, ранее неизвестную страницу истории», — отметила Татьяна Алексеева. Интерес собирателей к истории и литературе привлекает в круг их коллекции уникальные памятники старины. «Вещи, которые мы хотели бы вам показать сегодня, незаурядны. Более того, большинство из них мы еще не выставляли», — начал свое выступление Анатолий Гостев. К сожалению, из-за технических сложностей гости вечера не смогли увидеть оригиналы. Но фотографии оживали, уникальные артефакты и памятники литературы, изображенные на них, становились вполне осязаемыми благодаря сопроводительному комментарию Анатолия Гостева.

«Первый номер программы» — неопубликованное письмо Гавриила Романовича Державина. Адресат неизвестен, но примечательна дата написания — ровно через месяц после выступления Пушкина на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года. Следующее сокровище — автограф Ивана Андреевича Крылова 1834 года на книге басен с иллюстрациями Сапожникова. Коллекционер пояснил, что ценность этого экземпляра не только в автографе, не в гравюрах, признанных лучшими иллюстрациями к басням Крылова, но в формате книги. Известно, что основной тираж вышел форматом в четверть листа. А книга, на которой оставлен автограф — небольшая, в одну восьмую. В документах есть упоминания о том, что были изданы и малоформатные книги, но экземпляр в коллекции Анатолия Гостева и Татьяны Алексеевой — единственный найденный, известный в наше время.

Рассказывая о поисках и удивительных находках, коллекционер отметил поразительные совпадения, пересечения. Например, работая с наследием Николая Михайловича Карамзина, Анатолий Гостев совершенно случайно наткнулся в частной коллекции на список неопубликованного стихотворения Арсения Тарковского, посвященного Карамзину. И гостям музея в этот вечер посчастливилось стихотворение услышать. На «виртуальной выставке» в этот вечер был представлен десяток предметов, связанных с самыми известными российскими литераторами. «Экскурсия по виртуальной выставке» закончилась первым сборником стихов Иосифа Бродского 1965 года, который поэт, видимо, сразу после вручения ему Нобелевской премии, подписал своему приятелю Льву Лосеву: «Мое начало. Иосиф Бродский. Стокгольм, 1987».

«Возможность же все это наблюдать, / к осеннему прислушиваясь свисту, / единственная, в общем, благодать, / доступная в деревне атеисту», — цитатой из стихотворения Бродского завершил свой юбилейный вечер Анатолий Гостев, пожелав себе самому «иметь возможность как можно дольше наблюдать».

Юлия Глотова

Фото: © Тимур Гольдман