Новости

С днем рождения, Антон Павлович!

1 февраля 2017

Отдел: Дом-музей А.П. Чехова

29 января в Доме-музее А. П. Чехова по случаю дня рождения писателя было по традиции многолюдно. Уже несколько лет сотрудники музея представляют особую программу, включающую и музыку, и слово.
Праздничный вечер сознательно был выстроен, словно одно из чеховских произведений, — с сочетанием весёлого, комического и серьёзного, драматического. Камерный театрально-выставочный зал музея помнит выступления многих известных людей театра, музыкантов, учёных. Ежегодно здесь же устраиваются запоминающиеся выставки, чаще всего из фондов Государственного литературного музея или из частных коллекций.

Начало нового сезона было ознаменовано открытием музейного Театра чеховской комедии (ТЧК), представившего многочисленной публике (людей было так много, что опоздавшие гости стояли уже на лестнице) фрагмент спектакля по рассказу А. П. Чехова «Из записок вспыльчивого человека», написанному в доме на Садовой-Кудринской в 1887 году. Режиссёр постановки и руководитель ТЧК Александр Власов сумел создать современный, оригинальный, но вместе с тем абсолютно чеховский спектакль на основе, казалось бы, совершенно не сценичного текста. Чеховских персонажей представили актёры Михаил Полежаев, Мария Букнис, Дарья Березовская и Лев Невский.

Почти каждый вечер в доме Чеховых звучала музыка, то в исполнении гостей — любителей и консерваторцев, то в исполнении членов чеховской семьи. Цикл «Музыка в доме Чеховых» неизменно, на протяжении многих лет, вызывает интерес посетителей музея. В день рождения А. П. Чехова с музыкальным приношением писателю выступил студент Московской государственной консерватории им П. И. Чайковского Денис Гасанов, исполнивший произведения Н. Паганини и Ф. Крежмы.

К этому дню было приурочено открытие новой выставки «„Невинные речи“ vs „В сумерках“». Как отметил куратор выставки Эрнест Орлов, противопоставление сборников, заявленное в названии — мнимое. Эти два сборника были изданы в один год с разницей всего в несколько месяцев. Наверное, было всё было бы проще, если бы после «Невинных речей» Антоши Чехонте, собранных преимущественно из юмористических рассказов, появился сборник «В сумерках», раскрывший современникам зрелого серьезного писателя. Но в свет книги вышли в ином порядке. Такова подлинная история русской литературы.

Особый интерес представляет сборник «Шалость» («На досуге») 1882 года, так и не вышедший в свет. По словам Эрнеста Орлова, эта книга не была издана по финансовым и цензурным соображениям, и единственный ее сохранившийся экземпляр представлен на выставке. Одиннадцать рассказов проиллюстрированы тридцатью девятью рисунками старшего брата Чехова Николая, использованными впоследствии в «Невинных речах».

На выставке — только подлинники, раритеты чеховской коллекции: книги с неординарными автографами Чехова, фотографии его окружения, а также иллюстрации к рассказам из сборников «В сумерках» и «Невинные речи», сделанные при жизни Чехова художниками А. Апситом, Н. Богатовым и Я. Турлыгиным. Строки писем А. П. Чехова помогают почувствовать его сомнения в собственных литературных силах уже в конце 1880-х, размышления о зависти собратьев по перу в связи с получением им престижной Пушкинской премии.

Новая выставка дала возможность Эрнесту Орлову, её куратору и ведущему вечера, обратиться к особенностям чеховского творчества и отражения в нём не только реалий жизни, но и внутреннего мира каждого человека: «Во многих произведениях Чехова во второй половине 1880-х годов появляется настойчивая мысль о том, что „никто не знает настоящей правды“. Что такое эта „настоящая правда“? Для каждого из чеховских героев, для каждого из нас существует своя правда, своё представление об истинном, верном и ложном, допустимом и недопустимом… Отсюда неспособность и нежелание героев услышать другого, попытаться понять его точку зрения. Да и собственные ощущения не всегда бывают верно нами истолкованы. Отсюда сетования героев — „Ничего не разберёшь на этом свете“. Современная Чехову критика отказывала ему то в наличии идеалов, то религиозности, то веры. В наше время эти же фразы служат основой для споров об особой философии писателя. Ещё одна чеховская мысль, по-разному толкуемая, — „нужно верить или искать веру“. Здесь „вера“ — не в специфически религиозном смысле. Это в том числе вера в самих себя, вера в близкого человека и доверие ему».

«Элегия» С. В. Рахманинова в исполнении Бориса Жилинского, Варвары Ермолаевой и Веры Демченко, выбранная неслучайно, невольно добавляла радостному событию неизменную, необходимую, жизненную нотку грусти.

Трансляцию вечера вёл в прямом эфире канал «Москва-24» на портале «Москва онлайн» http://www.m24.ru/videos/136406