Новости
«I am a Woman in Love…». Лекция Дмитрия Бака
14 декабря 2018
5 декабря в рамах программы выставки «Арабески. Страницы жизни Ивана Тургенева» прошла лекция директора ГМИРЛИ имени
Иван Тургенев часто подчеркивал свой художественный нейтралитет: я artiste и никаких позиций не занимаю. Критиков и читателей он старался убедить, что его литературные произведения свободны от социальных запросов и общественных нужд. «Однако декларируя свой авторитаризм, он каждый раз попадает в самую горячую точку общественных дискуссий», — заметил Дмитрий Бак. Таким точным попаданием, вне всяких сомнений, оказались «Записки охотника», «Муму», «Отцы и дети». Более того, даже повесть «Ася», казалось бы, посвященная исключительно «романтике любви», рождает споры и размышления о нравах современной автору молодежи (статья Чернышевского «Русский человек на
В середине XIX века господствует литературоцентризм, но примеры схождения литературы и жизни имели место и в XVIII веке, когда это касалось случаев любовной этики («Бедная Лиза» Карамзина, «Страдания юного Вертера» Гете). Лектор приводит примеры любовных этик XIX века и предлагает обозначить два их типа: «кружковая этика любви» и «этика новых людей».
«Кружковая этика любви» формируется в кружке Станкевича,
В «этике новых людей» нет философии духа, но есть философия практического разума, когда любые любовные споры следовало решать, разумно руководствуясь правилом «что выгодно мне». Две эти любовные этики нашли свое отражение в произведениях Ивана Тургенева, стали предпосылкой к появлению особенного литературного героя — «тургеневской девушки».
Посвятив основное время доклада анализу произведений Тургенева, в конце лекции Дмитрий Бак немного рассказал о личных отношениях писателя, его «любви небесной» и «любви земной».
Перед лекцией состоялся показ мировой премьеры киноверсии спектакля «Тургенев. Сегодня!» в преддверии Года театра.
В рамках лектория юбилейной выставки состоится еще одна встреча — с зав. отделом ГМИРЛИ
Юлия Глотова
Фото: © Иван Бевз