11 ноября в Музее-квартире Ф. М. Достоевского отметили день рождения классика отечественной литературы. На торжественный вечер традиционно собрались почитатели Достоевского, учащиеся, друзья музея, коллеги. Среди гостей присутствовали филологи-достоевисты, философы, научные сотрудники фондовых и экспозиционных отделов ГМИРЛИ, директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Д. П. Бак, заместитель директора по научной работе Э. Д. Орлов.
Открыл вечер заведующий Музеем-квартирой Ф. М. Достоевского П. Е. Фокин: «В 1821 году здесь, в Москве, на Божедомке, в квартире врача женского отделения приходящих больных Мариинской больницы для бедных Михаила Андреевича Достоевского и его жены Марии Фёдоровны, урождённой Нечаевой, родился второй сын, который был крещён в церкви при больнице, освящённой в честь святых апостолов Петра и Павла, и получил при крещении имя Фёдор. Это имя переводится с греческого как „дар Божий“ и оно оказалось провидческим, потому что ребёнок стал Божиим даром не только для его счастливых родителей, но и для всего человечества. Мы не знаем, какая погода стояла в тот день, но однозначно он был светлым. И я вас поздравляю с этим светлым, праздничным днем, днем рождения великого русского писателя!»
Директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Д. П. Бак предложил в начале вечера отдать дань памяти и благоговения главным героям этого дня — Федору Михайловичу и его жене Анне Григорьевне. Потому что дело создания музейных мест Достоевского, конечно, принадлежит ей. «Нельзя не упомянуть, — сказал он, — в этот день имена Веры Степановны Нечаевой, Николая Павловича Анциферова, Веры Сергеевны Дороватовской-Любимовой, Галины Фридмановны Коган и других людей, без которых этого дома не было бы, и которые вложили в него свой труд и свою жизнь. Я, конечно, с радостью поздравляю всех нынешних сотрудников этого музея, среди них Галина Борисовна Пономарева, которая столько десятилетий отдала этому дому. Через три года будет отмечаться 200-летие со дня рождения Ф. М. Достоевского. Надеюсь, в следующим году в рамках фестиваля „Русские сезоны в Германии“ будет реализован выставочный проект „Достоевский и Шиллер“ — это будет очень крупный вклад во взаимодействие наших культур. Несколько недель назад была сформирована одна новая инициатива: согласно ей, музейные и культурные организации берут на себя попечение о могилах известных людей, которые соименны данным музеям. Мы в этой связи опекаем при помощи других организаций могилу матушки Достоевского Марии Федоровны. Мы знаем, что из-за всех событий, которые сотрясали нашу страну в XX веке, судьба этого захоронения очень драматична. Мне бы хотелось вместе с нашими друзьями и коллегами принять общее решение и восстановить это захоронение в полном объеме, сейчас же фрагменты тела Марии Федоровны находятся в разных местах. Мы пытаемся добиться правовых и законодательных возможностей для того, чтобы в этом здании во флигеле Мариинской больницы для бедных к юбилею Достоевского к ноябрю 2021 года был открыт „Московский дом Достоевского“. Это восполнит ту лакуну внимания к творчеству и личности Федора Михайловича, которая образовалась в определенный период нашей истории. Тот факт, что Достоевский родился и прожил свои детские годы здесь, чрезвычайно важен для его творчества. К юбилею писателя пройдет выставка в Москве и Санкт-Петербурге, состоятся международные форумы и конференции. Создание „Московского Дома Достоевского“ — наш общий долг, надеюсь, мы придем к согласию и таким образом внесем важный вклад в юбилейные торжества по случаю 200-летия Достоевского. Мы понимаем, что именно в этом месте зажегся огонек именно музейного внимания к Достоевскому. Да, он не был первым, была комната в Императорском Историческом музее, но сегодняшнее наше присутствие здесь имеет очень глубокий символический смысл. Поздравляю всех вас с этим днем!».
По словам П. Фокина, этот день радостен для нас еще и потому, что именно в это время 90 лет назад открылся Музей-квартира Ф. М. Достоевского, первый музей Достоевского в России и в мире. Обо всех деталях долгой жизни музея рассказала кандидат филологических наук, заслуженный работник культуры РФ Г. Б. Пономарева. «Есть мнение, что Достоевский — самый петербургский писатель, а вот Игорь Волгин говорит очень просто: „Достоевский — московский писатель“. То, что говорит Волгин, я в тайне абсолютно принимаю. Мы знаем, что три четверти сюжетов Достоевского связано с Петербургом. Но давайте не будем привязывать Достоевского к какому-либо городу, потому что это дезориентирует нас в понимании его значения для русской и мировой культуры. Наш московский музей действительно первый и до 1970-х годов был единственным в мире, он выстоял при всех режимах и при очень разном отношении к наследию Достоевского. А открылся он в городе, где писатель родился, вырос и жил до 16 лет. И у многих сложилось чисто биографическое представление о Москве Достоевского. Хуже всего, что в Москве почти нет творческих адресов этого писателя. Московская топонимика Достоевского чрезвычайно ограничена, она в основном биографическая. Это, конечно, Мариинская больница и церковь Петра и Павла, где он был крещен, это Божедомка, другие улицы, где дома того времени не сохранились. Еще, конечно, грот в Петровско-Разумовском парке — это очень важное место для романа „Бесы“. Еще важны места, связанные с речью Достоевского о Пушкине возле его памятника, гостиница „Лоскутная“. Наконец, зал Благородного собрания. Именно в Москве в детские годы пришло к Достоевскому признание русской души, признание народного духа. Несомненно, плавающий образ Москвы присутствует в произведениях Достоевского. И поэтому, наверное, нужно говорить так: Москва, конечно, биографическая родина Достоевского, прежде всего она альма-матер, вскормившая и сформировавшая его. Именно здесь, в Москве он и стал таким, каким мы его знаем. И если биографически Москва Достоевского очень ограничена, то духовно она очень много для него значила».
П. Фокин обратил внимание собравшихся на подготовленную к юбилею музея выставку «Дом на Божедомке», рассказывающую об истории Музея-квартиры Ф. М. Достоевского. На ней представлены уникальные предметы. Среди них посмертная маска Достоевского и его личные вещи. Здесь же представлены чертежи и описания этой квартиры, сделанные братом писателя Андреем Михайловичем. «Наша экспозиция очень четко и грамотно выстроена, по ней очень удобно водить экскурсии. Можно все рассказать и за 15 минут, а можно говорить два часа и все равно будет, о чем размышлять» — сказал П. Фокин. В 2021 году, когда откроется комплекс «Московский дом Достоевского», на втором этаже будет представлена историко-литературная экспозиция, созданная на основе того фонда, который собрала Анна Григорьевна.
С приветственным словом к собравшимся обратился президент Фонда Ф. М. Достоевского», доктор филологических наук, профессор, поэт, журналист Игорь Волгин. «Мы чувствуем, — сказал он, — что здесь, в этих стенах, присутствует гений места, здесь до 16 лет проходило детство Достоевского. Здесь он сформировался как личность, пережил смерть Пушкина, получил образование. Поэтому Москва в Достоевском присутствовала изначально. Он в Санкт-Петербург приехал, уже имея московскую закваску. Я уверен, что Достоевский — московский писатель и это не потому, что он описывал Москву, а исходя из его идеологии, его почвенничества. Вся идеология Достоевского вытекает из его московских впечатлений и московских социальных механизмов. Хочу поздравить этот дом и коллектив музея с юбилеем!»
Президент Международного общества Достоевского, профессор Владимир Николаевич Захаров заметил: «Музею сегодня 90 лет, но если говорить о юбилейных датах, то выяснится, что лет намного больше. Если вести подсчет от момента, когда Анна Григорьевна передала свой архив в Исторический музей, то музею130 лет, ведь весь этот архив скоро перешел в Московский дом Достоевского. Я согласен с Игорем Волгиным и уверен, что Достоевский — самый московский из всех русских писателей».
Питерские коллеги, достоевисты и руководители Музея Достоевского в Санкт-Петербурге прислали видеопоздравление.
Заведующая сектором «Даровое» музея-заповедника «Зарайский Кремль» Татьяна Николаевна Дементьева обратила внимание на историческую связь двух музеев: «В этом году исполняется 87 лет дружеских отношений между Даровым и Музеем-квартирой Достоевского в Москве. Были и тяжелые периоды в этом общении, но связано это не с человеческим фактором, а с тем, что в самом Даровом ситуация весьма драматическая. Но, несмотря на все сложности, наши отношения всегда были и остаются дружескими, мы воспринимаем ваш музей как старшего брата и часто обращаемся к Галине Борисовне Пономаревой и другим коллегам за помощью и консультацией. Надеюсь, дружба между нашими музеями будет длится еще много лет». Татьяна Дементьева передала в дар Государственном литературному музею портрет Ф. М. Достоевского работы народного художника России, жителя Зарайска Владимира Сергеевича Пименова.
Старейший научный сотрудник Гослитмузея Елена Дмитриевна Михайлова в своём слове подчеркнула: «Все сотрудники Литературного музея в этот день отмечают день рождения Достоевского. Поздравляю от лица старшего поколения весь коллектив Литературного музея с этим праздником. Музей-квартира Достоевского даже среди наших мемориальных домов является уникальным явлением. На истории музея Достоевского в Москве можно просмотреть, как менялись экспозиции, как менялось использование материалов, как возникали мемориальные музеи. Именно здесь мы создавали новый проект и хотели очень сделать так, чтобы сами стены задышали этой мемориальностью, чтобы все вещи зазвучали и рассказывали о Достоевском».
Вечер продолжило музыкальное поздравление от творческого объединения «Лукоморье», которое в этом году в стенах Музея-квартиры Ф. М. Достоевского реализует проект «Литературно-музыкальный альманах «Вокруг Достоевского» (состоялось уже три выпуска). Студенты ВГИКА Федор и Семен Немцовы исполнили романс «Черный цвет», который упоминается Достоевским в повести «Село Степанчиково и его обитатели», и романсы на стихи поэтов XIX столетия.
Заместитель декана философского факультета МГУ, кандидат философских наук Алексей Козырев сказал: «Для нас ваш музей — это дом, куда очень приятно приходить. Меня очень впечатлили слова Павла Евгеньевича Фокина и Дмитрия Петровича Бака о будущем музея, о превращении его в комплекс „Московский дом Достоевского“. Особенно впечатляет появление третьего этажа с „центром дополненной реальности“. Очень важно, что до сих пор есть люди, для которых герои Достоевского — часть их жизни. Романы Федора Михайловича перечитывают и в тридцать лет, и в пятьдесят, и каждый раз раскрывают их как новые, неизвестные, обращая внимание в его текстах на то, что раньше не замечали».
Президент международного общества «Россия — Германия», вдова писателя и мыслителя Александра Зиновьева Ольга Зиновьева напомнила: «В 1971 году вся читающая Москва обсуждала выход романа „Преступление и наказание“ Достоевского в серии „Литературные памятники“. Эту книгу ждали, за нее шла борьба, было много возражений в идеологическом отделе. Но когда она вышла, то сразу была раскуплена ценителями. Иллюстрации для книги делал Эрнст Неизвестный. В Токио, в 1984 году, моего мужа, писателя Александра Зиновьева, и меня приветствовали словами о том, что мы приехали из страны, где жил и писал главный русский писатель Федор Достоевский. И уже ради одного этого приветствия стоило нам лететь из Мюнхена, где мы в период эмиграции жили, в столицу Японии. Одно у меня к вам пожелание: читайте Достоевского и любите русскую землю». Дочь Ольги Ксения Зиновьева, лауреат международных конкурсов, лауреат молодежной премии «Триумф», исполнила этюд Шопена.
Поздравили Музей в День рождения Достоевского и коллеги из-за рубежа. Приветствие прислал президент японского Общества Достоевского, профессор Тоёфуса Киносита. В письме говорится: «Я впервые посетил Музей больше полувека назад в 1964 году. Моя жизнь как японского достоевиста связана с памятными встречами с Галиной Владимировной Коган и Галиной Борисовной Пономаревой. Они с сотрудниками музея всегда принимали японских достоевистов с тёплым отношением. За что я и мои коллеги глубоко благодарны им. Обложка недавно изданной моей небольшой книги о Достоевском оформлена на основе оригинальной фотографии силуэта статуи — памятника Достоевскому в саду музея. Это фотография была сделана Павлом Евгеньевичем и подарена мне в своё время. Таким образом, я постоянно чувствую ваш музей близким моему сердцу. Надеюсь и уверен, что ваш музей возродится крупным центром достоевистов всего мира к 200-летнему юбилею писателя. Мечтаю присутствовать на юбилейных церемонии и программах в музее через три года».
Завершающим музыкальным аккордом юбилейного вечера стало выступление давнего друга московского Музея-квартиры Ф. М. Достоевского, выпускницы Афинской консерватории, лауреата международных конкурсов Афродиты Когевиной, которая исполнила произведения французских композиторов XVIII века Ф. Куперена и Ж-Ф. Рамо, а также греческого композитора Маноса Хадзидакиса.
Константин Чупринин