4 ноября Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля принял участие во всероссийской акции «Ночь искусств». Поздним вечером гостей ждала экскурсия по выставке «Арабески. Страницы жизни Ивана Тургенева», которую провела научный сотрудник экскурсионного сектора отдела выставок Юлия Горбова. Она рассказала множество ярких историй из жизни Ивана Сергеевича Тургенева и показала наиболее ценные экспонаты новой экспозиции.
Посетители узнали, как Тургенев в молодости попал на корабле в сильный шторм и просил всех спасти его, за что позже многие дворяне-литераторы обвиняли его в трусости. Говоря о Полине Виардо, Юлия упомянула, что Тургенев привез к ней во Францию свою незаконнорожденную дочь. А мать Ивана Сергеевича была категорически против этого брака и отъезда сына за границу, она не давала ему денег и чуть не лишила наследства. Экскурсия, конечно, затрагивала и самые известные произведения писателя: «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин» и многие другие. Экскурсовод рассказала и о том, что Тургенев был сослан в свое имение Спасское-Лутовиново после выхода отдельной книгой его «Записок охотника». Прежде эти вещи печатали в журналах, и их никто не запрещал. Видимо, цельность этих рассказов, в чем-то романтических, но в то же время полных реалистичных картин жизни крепостных крестьян дала чиновникам повод для цензурирования и наказания их автора.
А вот вторая часть «Ночи искусств» в гостях у Тургенева стала по-настоящему мистической. Ночью наступает время фантазии, чудес и превращений. Заведующая экскурсионным сектором отдела выставок Александра Голубева в темноте разыграла перед зрителями представление. С помощью волшебного фонаря — аппарата для проекции изображений, распространенного с XVII века — она показала театр теней. Его «персонажами» стали герои тургеневских рассказов «Бежин луг», «Собака», «Странная история» и «Стук-стук-стук!...».
Пришедшие на Ночь искусств в Дом И. С. Остроухова не только узнали что-то новое о биографии Тургенева, но и открыли для себя Тургенева-романтика, Тургенева-мистика.
Константин Чупринин