24 мая в Доме-музее М.Ю. Лермонтова открылась выставка «Александр Башлачев. Часовой всех времен», приуроченная ко дню рождения музыканта Александра Башлачева.
Директор ГМИРЛИ имени В.И. Даля Дмитрий Бак: «Александра Башлачева трудно сравнивать с кем-либо: он уникальный исполнитель, который одной ногой стоял — и черпал свое вдохновение — в XIX веке, а другой — в веке XX. А сегодня вообще очень трудно было бы найти такие голоса — просто потому, что таких, как Александр Башлачев, больше нет».
Сестра Александра Елена Башлачева: «Спасибо большое коллективу Гослитмузея за прекрасную выставку. В Череповце есть музей Александра Башлачева, а теперь и в Москве посвященная его творчеству выставка. Благодарю всех, кто пришел!».
Заведующий Домом-музеем М.Ю. Лермонтова, куратор выставки Сергей Шаулов: «Я тоже начну с благодарностей — нашему музею за возможность такую выставку организовать, моему сокуратору Тимуру Хайрулину, а также Елене и Нинель Николаевне Башлачевым, без участия которых ничего не состоялось бы. Не всегда у русских поэтов и исполнителей рядом есть люди, готовые сохранять его литературное и материальное наследие.
Наша экспозиция не о том, как жил Александр Башлачев — а о том, как и что он писал; о Башлачеве в контексте русской поэзии и многовековой традиции русского творчества. Выставка занимает небольшое пространство, поскольку в Доме-музее М. Ю. Лермонтова основная площадь отведена под мемориальную экспозицию — но даже в таких условиях на нашей временной экспозиции мы постарались собрать все самое важное.
Первый зал посвящен всего одному тексту Башлачева — „Петербургской свадьбе“. Почему именно этот текст? Во-первых, он, конечно, один из самых известных. Во-вторых, это произведение одно из самых внешне классических: в нем масса вполне прозрачных связей, которые легко считываются, с классической традицией русской литературы: с „Медным всадником“ А.С. Пушкина, с характерными образами Н.В. Гоголя, с текстами В.В. Маяковского, а если брать ХХ век, то можно легко найти параллели с песнями В.С. Высоцкого — все это переплавлялось в единое поэтическое слово Александра Башлачева. Эти литературные связи, прослеживаемые в песне „Петербургская свадьба“, представлены на инсталляции через иллюстрации и цитаты: поверх текста песни представлены тексты из русской литературы, с которыми есть параллель и связь — возникает эффект прозрачного двойного текста. Рассчитано, что посетитель сможет пройти по всему тексту, одновременно накапливая ассоциации зрительные и литературные, и прийти в итоге к пониманию общего целостного смысла этой песни.
Второй зал экспозиции мы называем „вечный, вневременной“. Этот зал посвящен песням, которые были написаны в ключевой период творчества: с осени 1985 года и до начала весны 1986 года. В то время Башлачев действительно вышел на некую новую, уникальную плоскость развития русской литературы, до него никем ещё не открытую».
На выставке представлены архивные фотографии, черновые рукописи песен, мемориальные предметы: гитара и знаменитый браслет с колокольчиками Александра Башлачева, его школьная тетрадь по литературе, журнальный экземпляр «Мастера и Маргариты», им переплетенный, концертная рубаха, которую сшила жена Башлачева, альбом, посвященный впечатлениям поэта от западной рок-музыки.
Выставка открыта до 31 августа.