24 апреля в Доме И.С. Остроухова в Трубниках прошел вернисаж выставки «Литературные миры Бориса Мессерера».
Директор ГМИРЛИ имени В.И. Даля Дмитрий Бак: «Борис Мессерер не нуждается ни в каких определениях и эпитетах — он нынешний классик. В экспозиции есть акцент, который с такой ясностью нигде ранее не звучал: у нас представлена его книжная графика, этот отдельный специальный мир Бориса Асафовича; в таком объеме она, кажется, нигде еще не экспонировалась. У нас есть и другой акцент: мы старались сделать нашу выставку „домашней“, поэтому здесь представлены бесценные предметы как из собрания фондов Гослитмузея, так и из частной коллекции семьи Мессереров — старинные утюги, граммофон, самовары. Большой поклон Вам, Борис Асафович, и пожелания крепкого здоровья!».
Народный художник России Борис Мессерер: «Я очень рад, что эта выставка происходит здесь, в моем любимом районе Москвы. Я всегда говорю, что живу на прекрасной улице Поварской, где моя мастерская — здесь каким-то чудом сохранились чудесные старинные домики, красивые улочки и переулки. Эти прекрасные старинные места утепляют мою душу, и я рад, что мне довелось выразить свою любовь и нежность к старой Москве в своих работах».
Вице-президент Российской академии художеств Андрей Золотов: «Борис Асафович для нашей академии художеств — человек очень важный и дорогой. Мы его любим не только потому, что он уникальный живописец — Борис Асафович еще и художественно мыслящий человек. В нем, я бы сказал, какой-то прирожденный академизм — неизменное и высокопрофессиональное стремление к совершенству, умение сказать, что он хочет, за что он борется. Мессерер — человек на редкость нравственный, порядочный и художественный во всем, а эта выставка еще и выявляет мастера с какой-то особо нежной стороны, показывает, как Борис Асафович может ценить то художественное, что в людях иногда очень глубоко спрятано».
Заведующая отделом рисунка и акварели Русского музея Наталья Козырева: «Книжная графика Бориса Мессерера первый раз появилась на его выставке в Российской академии художеств, но там был совсем кусочек — а здесь в Гослитмузее представлено такое ее разнообразие! Большое спасибо создателям этой выставки, что они смогли „перерыть“ всю мастерскую Мессерера и найти подлинные листы с его работами, ранее нигде не выставлявшимися. Эта графика чрезвычайно обогащает представление о творчестве Бориса Асафовича — она очень важная и большая его часть. Борису Мессереру подвластны и большие формы, и малые: настоящему художнику ничего не надо, кроме листа бумаги, ручки или кисти — и, конечно, таланта».
Куратор выставки Дарья Каверина: «В рамках нашей экспозиции мы решили порассуждать, что же такое для художника его мастерская, и чем являлась мастерская Бориса Мессерера на Поварской для культуры 1960 — 1970-х годов: как туда приходили люди совершенно разных настроений и взглядов, как это все соединялось — и во что превращалось. Когда мы пришли с Мариной Красновой, сокуратором выставки, в мастерскую Бориса Асафовича, он дал нам довольно много предметов. Каждый предмет, который вы здесь видите — будь то старинные утюги, самовары, холсты, работы в подрамнике, театральный макет или тюбики с краской — он здесь не случаен. Каждый раз, приходя туда, ты напитываешься особой энергией и выходишь с совершенно другим ощущением мира, ощущением сотворчества. И этот момент сотворчества нам тоже хотелось на выставке передать. Мы добавили на стены высказывания Бориса Асафовича и посетителей его мастерской, написанные как будто вручную. Фотографии гостей мастерской дополняют это ощущение времени и эпохи, среди них А. Битов и Б. Окуджава, В. Высоцкий и главная муза Бориса Асафовича — Белла Ахмадулина. В других залах представлены иллюстрации Мессерера к книгам В. Шукшина, А. Володина, В. Розова, А. Рыбакова».
В рамках выставки запланированы обзорные и кураторские экскурсии, а также тематические мероприятия. Выставка открыта до 29 июня.