3 апреля в Музейном центре «Московский дом Достоевского» прошел первый вечер из цикла «Опаленное слово», посвященного произведениям современных писателей, творчество которых сосредоточено на осмыслении актуальных мировых событий, в особенности специальной военной операции, и роли как одного человека, так и целого народа.
Заместитель директора ГМИРЛИ имени В.И. Даля по научной работе, заведующий Музейным центром «Московский дом Достоевского» Павел Фокин: «Мы в этих стенах говорим обычно о Федоре Михайловиче Достоевском, его биографии и творчестве, сегодня же речь пойдет о самой актуальной, современной литературе — и в этом нет ничего противоречащего духу нашего дома. Сам Достоевский был чрезвычайно включен в современность, откликался на все происходящие вокруг события, а его произведения были актуальными и тогда, и сейчас. Поэтому, если бы Федор Михайлович был нашим современником, можно не сомневаться, что его слово было бы таким же горячим, взволнованным и нацеленным на современную повестку. Уже больше трех лет длится специальная военная операция, и, конечно, для всех нас — это рана в сердце. У кого-то эта рана кровоточит, у кого-то ноет, а у кого-то — гниет и гноится. И даже сила слова, которая должна поддерживать и спасать, сегодня не спасает — слово само ранено, искалечено и нуждается в помощи. Когда началась Великая Отечественная война, то буквально через два дня на страницах газеты „Правда“ появилось знаменитое стихотворение В. И. Лебедева-Кумача „Священная война“, которое стало народной песней. Другие советские писатели с первых же дней войны были призваны на этот общий, „литературный“ фронт. А что же сейчас? Три года прошло, возникло много интересного творчества, много новых, талантливых поэтов и писателей — но мы не слышим эти имена, они практически не появляются в информационном поле. Поэтому и сегодня, и на последующих наших встречах цикла, мы познакомимся с этими книгами, этими людьми и, я надеюсь, запомним их».
Литературный критик, доктор филологических наук Ирина Плеханова рассказала о важной задаче современной военной поэзии — доказать свою соразмерность и свои художественные и духовные потенциалы в разговоре об актуальных событиях, а также привела в пример стихотворения поэтов Анны Долгаревой, Дмитрия Артиса, Олеси Николаевой, Юнны Мориц, Дмитрия Мурзина, Анны Ревякиной и других.
Прозаик, литературный критик, сопредседатель оргкомитета Национальной литературной премии «Слово» Андрей Тимофеев: «В качестве примера из числа прозаиков, пишущих на тему специальной военной операции, я могу привести Дмитрия Филиппова и его новый роман „Собиратели тишины“. Он устроен как двухчастное повествование: в первой части рассказывается о чиновнике, который живет в Санкт-Петербурге и занимается архивными документами, связанными с Великой Отечественной войной, а вторая часть — это автобиографический рассказ от самого автора, который в 2022 году ушел добровольцем на фронт. Именно сопоставление этих двух военных периодов держит роман, который из сборника рассказов превращается в нечто единое, общее художественное высказывание. Особого внимания также заслуживает книга стихов „Победа 80“, где представлены произведения Семена Гудзенко, Сергея Орлова, Юлии Друниной, а также современных поэтов».
Поэт Андрей Полонский в своем выступлении прочитал несколько поэтических текстов фронтовиков: Александра Сегеды, который закончил колледж романских языков в Луганске, в совершенстве владеет итальянским и французским, закончил аспирантуру, но с 2014 года ушел на фронт; а также Юрия Вологодского, который погиб в 2022 году, стихи писал всю жизнь, но большим поэтом стал именно во время специальной военной операции. Завершил вечер Андрей Полонский чтением собственных стихов, написанных в течение 2022 — 2024 годов, когда он стал ездить с гуманитарными миссиями на фронт.
Павел Фокин: «И пусть в эти трагические годы, которые мы сегодня переживаем, остается с нами только подлинное слово — мы назвали его „опаленным“, оно живое и действительно настоящее».