Новости

Круглый стол «Современное искусство за и против Достоевского»

Традиционно 9 февраля в день памяти Ф. М. Достоевского в его московском доме-музее вот уже много десятилетий подряд собираются его почитатели, исследователи, представители творческой интеллигенции для того, чтобы в свете его судьбы, его духовного и художественного наследия взглянуть на себя, на своё время, задуматься о судьбах культуры, поспорить об актуальных вопросах жизни. Каждый год в этот день проходит круглый стол под общим названием «Достоевский. Цивилизация. Культура». В этот раз дискуссия была объединена темой «Современное искусство за и против Достоевского».

Круглый стол проводился совместно с Государственным институтом искусствознания и Институтом мировой литературы имени А. М. Горького РАН. В качестве ведущих спикеров выступили доктор филологических наук, заведующая Научно-исследовательским центром «Ф. М. Достоевский и мировая культура» ИМЛИ им. А. М. Горького Татьяна Александровна Касаткина, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра «Ф. М. Достоевский и мировая культура» ИМЛИ им. А. М. Горького Татьяна Георгиевна Магарил-Ильяева, доктор искусствоведения, заместитель директора по научной работе ГИИ Галима Ураловна Лукина, доктор филологических наук, главный научный сотрудник ГИИ Людмила Ивановна Сараскина (онлайн), доктор культурологии, зав. сектором художественных проблем массмедиа ГИИ Екатерина Викторовна Сальникова, а также театральный критик, старший преподаватель МГИК Николь Маринковна Секулич.

Суть вопроса сформулировал во вступительном слове руководитель «Московского дома Достоевского», зам. директора по научной работе ГМИРЛИ им. В. И. Даля, кандидат филологических наук П. Е. Фокин: «Мы встречаемся в день памяти Достоевского. Это особый день, когда он ушёл из жизни, и он особенно значим для нас. Но Достоевского, на самом деле, никогда не забывали. Он всё время присутствует в русской и мировой культуре. Существует огромное количество произведений разных видов искусства — графики, живописи, театра, кино, музыки и др. — связанных с наследием Достоевского и его личностью. И, казалось бы, нужно этому радоваться, потому что обращение к Достоевскому даёт художнику, как мы знаем, возможность понять себя, в первую очередь, и увидеть что-то новое в Достоевском. Так было довольно долгое время. Отношение других деятелей искусства к Достоевскому всегда носило характер диалога. Но в последние годы стало происходить что-то совсем другое. И на ряду с художниками, которые продолжают всерьёз говорить о Достоевском, вести с ним творческий диалог, появляются те, которые, как кажется, преследуют какую-то другую цель. Такое ощущение, что Достоевский нужен им не для самопознания и не для познания мира, а для чего-то иного. Количество таких произведений очень велико, и оно всё время увеличивается. Хотелось бы понять, что происходит».

Т. А. Касаткина, открывшая дискуссию, в качестве примеров различного отношения современных художников к Достоевскому обратилась, с одной стороны, к анимационному фильму А. Петрова «Сон смешного человека» и фильму И. Охлобыстина «Даун хаус» как к произведениям, находящимися в диалоге с Достоевским, и, с другой стороны, к недавнему сериалу В. Мирзоева «Преступление и наказание», созданному в формате фан-фикшен, в котором современный художник пытается выступить в качестве соавтора Достоевского, дописывая и дорисовывая по своему пониманию и своеволию сюжеты и образы, которые писателем обозначены, но, по определённым причинам, не прописаны детально. По мнению Т. А. Касаткиной, просмотр сериала В. Мирзоева представляет известный интерес для исследования того, как люди воспринимают и понимают Достоевского, если он не становится для них «книгой их сердца». «Достоевский всегда рассчитывает на понимание читателя, и практически всегда в этом очень ошибается. Потому что он закладывает в свой текст тот размер, который невозможно схватить с первого чтения. Очень часто и со второго невозможно схватить. То, что нам представляет Мирзоев, это именно то, что схвачено с первого чтения, то, что схвачено с самой поверхности, и это тоже интересно. Это не познание себя Достоевским и мира Достоевским, но это очень интересное высказывание о том, как мир и я понимаем сами себя в свете Достоевского. И это то, что нужно и исследовать, и знать».

Тема исследования откликов современных художников на творчество Достоевского была подхвачена и объёмно дополнена в выступлениях представителей Государственного института искусствознания, в стенах которого в 2021 году прошла масштабная международная конференция «Ф. М. Достоевского в диалоге культур: взгляд из ХХI века». По итогам конференции была подготовлена и выпушена одноимённая коллективная монография, вышедшая на русском и английском языках. Издания были представлены вниманию аудитории.

Научный руководитель проекта Л. И. Сараскина дала его общую характеристику: «Он показал, как искусство работает „за“ Достоевского, раскрывает его смыслы, подчеркивает возможности, проявляет скрытую глубину. Помимо исторических, философских, культурологических рефлексий книга содержит литературные ассоциации, музыкальные созвучия и пересечения. Три статьи об операх по произведениям Достоевского, рассматриваются живопись и графика, посвященные его сочинениям, экранизации его романов и повестей, театр Достоевского в современных театральных постановках». В своём выступлении Л. И. Сараскина, откликаясь на тему круглого стола, также привела примеры и «против». И поставила перед всеми вопрос, как с этим быть, что делать, как защитить Достоевского от лжи, искажений, извращений, пошлости и грязи.

Этот вопрос не оставил никого равнодушным. Прозвучали призывы к сообществу достоеведов более активно выступать с анализом и критикой такого рода произведений, публикуя своё видение и позицию, как минимум, на страницах своих научных ресурсов, которых у них достаточно много. Свои страницы для такого предметного разговора предложили присутствовавшие в зале редактора электронных журналов «Достоевский и мировая культура» и «Неизвестный Достоевский».

Помимо заявленных спикеров, с репликами, вопросами и суждениями выступили участники научного заседания доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ имени А. М. Горького РАН О. А. Богданова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник музейного центра «Московский дом Достоевского» В. В. Борисова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ имени А. М. Горького РАН А. Г. Гачева, доктор филологических наук, почётный президент Международного общества Ф. М. Достоевского В. Н. Захаров.

На заседании в онлайн-формате присутствовали иностранные коллеги, члены Международного общества Ф. М. Достоевского профессор Я. Войводич из Загреба и старший преподаватель Н. Сайсу из Нагоя. Они рассказали о новых театральных постановках произведений Достоевского, которые готовятся сейчас к показу в Сербии и в Японии, и о неослабевающем интересе к творчеству Достоевского в этих странах.

Фото: М. А. Кубрак