Новости

Потешный Пётр, серьёзный Пётр: на Зубовском, 15 открылась необычная выставка, посвящённая культурным и социальным реформам Петра

23 сентября 2022

Отдел: Музейный центр «Зубовский, 15»

20 сентября в Доме Любощинских — Вернадских открылась выставка «Пётр I. Новая азбука. История в писаниях, кунштах и ваяниях». Проект приурочен к 350-летию со дня рождения первого российского императора. Авторам выставки удалось отойти от патетичного образа Петра и формального взгляда на его реформы. Они создали сложное пространство — калейдоскоп, в котором серьёзность исторических документов соседствует с доброй иронией работ современных художников. Новую выставку можно разгадывать долго: в её пространстве «зашифрованы» биографические факты о Петре и переплетено множество смыслов благодаря соседству разных предметов, авторов и эпох. Главная метафора выставки спрятана в названии — новая азбука — одно из важнейших нововведений Петра, повлиявших на развитие русской науки, литературы и культуры в целом. Литеры гражданского шрифта складываются в «азбуку деяний» Петра, которые символизируют отдельные разделы и объекты выставки: «А» — «Ассамблея», «Б» — «Ботик Петра» и т. д., отыскивать и отождествлять их — небольшой квест для гостей выставки.

Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, открывая выставку, подчеркнул, что для музея было важно показать: несмотря на трагизм петровской эпохи, ей была также свойственна весёлость и энергичность. «Важной частью замысла было передать современных взгляд на эпоху Петра, представленный в работах художников нашего времени», — добавил Бак.

Именно работы мастеров второй половины XX века и современных художников отражают дух авантюризма Петра — любителя перевоплощений, светских вечеров и всевозможных забав. Бронзовые портретные скульптуры Леонида Баранова, Михаила Дронова, Дмитрия Тугаринова, деревянные раскрашенные фигуры Николая Ватагина, живописный триптих Алексея Ланцева создают живой, «человечный» образ Петра. Особая тяга императора к созданию и укреплению русского флота отражена в деревянной «потешной» флотилии Евгения Гриневича и Натальи Куликовой, а также в специально созданном для выставки объекте «Ботик Петра» Ильи Евдокимова. Тему Кунсткамеры и Аптекарского огорода удачно оживляют керамическая инсталляция Наталии Хлебцевич, игровой объект «имперского» поп-арта Василия Ануфриева с «маской» Петра и виртуозные текстильные «гербарии» Натальи Вельчинской. Целый ряд выставочных разделов («азбука», «ассамблея», «школа» и др.) существенно обогащают затейливо придуманные и сделанные из крафта и проволоки объектные инсталляции Петра Перевезенцева. Подобную линию неиссякаемой фантазии современных авторов на тему Петровской эпохи продолжают занимательные комиксы Георгия Литичевского к повести «Восковая персона» Юрия Тынянова, оригинальные вышитые веера и панно Веры Гараниной, нарядная деревянная новогодняя ёлка того же Гриневича и Куликовой. Наконец, ряд экспонатов включен в выставочные разделы по принципу ассоциативно-образной переклички: это работы 1970–1980-х годов выдающегося художника-кинетиста Вячеслава Колейчука: «Мачта», «Лабиринт», «Самонапряженные колокола», «Фонтан» и другие.

Заместитель директора Государственного исторического музея Андрей Яновский назвал выставку «чертовски интересным экспериментом» и «данью уважения уникальному, великому правителю»: «…Здесь есть, что обсуждать, вокруг чего спорить, дискутировать, а, собственно, ради этого все и делается, ведь выставка — это творчество. Это не какая-то данность».

При этом на выставке также представлены подлинные предметы петровской эпохи: уникальные гравюры и книжные издания, костюмы, живописные и оригинальные графические произведения, скульптуры, которые воссоздают картину жизненного уклада и обычаев при Петре I.

Заместитель директора Российского государственного архива древних актов Юрий Эскин и историк, эксперт Фонда «История Отечества» Игорь Федюкин отметили важность присутствия на выставке оригинальных документов петровского времени — указов, Табели о рангах, рисунков Петра — а также упоминание ближайшего круга людей Петра, которые воплощали его реформы.

Заведующую отделом научно-просветительной работы и музейных программ Ксению Немову поразило количество крайне редких графики, гравюр и рисунков: «Восхищает абсолютно нетривиальный подход к формированию пространства, к формированию восприятия посетителей во время прогулки по экспозиции. Не всегда просто, нелинейно, и это самое приятное, потому что гостям часто полезно задуматься. Ну и задуматься тут есть о чем много», — подытожила Немова.

С приветственным словом выступила доцент факультета искусств МГУ им. М. В. Ломоносова, заместитель заведующего отдела редких книг и рукописей Научной библиотеки МГУ им. М. В. Ломоносова, куратор выставки Ирина Великодная: «Для меня как для историка книги очень важно было представить петровскую эпоху шрифтами, книгами, гравюрами, потому что именно с этого момента начался отсчёт светской книги, гражданской азбуки, совершенно нового шрифта. … Действительно, эта выставка загадочная, сложная и мы придумали в ней всякие разные ходы внутри, и нам очень хочется, чтобы эти все эти загадки были отгаданы, чтобы у каждого сложился свой образ Петра».

Скульптор, академик Российской академии художеств Дмитрий Тугаринов назвал новую выставку «нетрадиционной», на которой создателям удалось «совместить несовместимое».

Ведущий научный сотрудник ГМИРЛИ, куратор выставки Наталья Реброва, выразила слова благодарности всем коллегам, друзьям музея, принимавшим участие в создании этого проекта.

Завершился вечер выступлением самого Петра Алексеевича — актёра, который зачитал знаменитый указ об ассамблеях, встреченный одобрительным смехом многочисленной публики.

Текст: Эльвира Аблязина

Фото: Анастас Перушкин