Программа повышения квалификации

«Музейно-выставочная деятельность: книга, рукопись, документы»

Даты: 27-29 октября 2025
Формат обучения: дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
Направление подготовки: дополнение базового образования знаниями и компетенциями в области проектирования музейных экспозиций и выставок, хранения и экспонирования музейных предметов из бумаги (книга, рукопись, графика, документы)
Выдаваемый документ: удостоверение о повышении квалификации
Длительность: 24 часа, 3 дня интенсива по 8 часов
Стоимость обучения: 14 900 руб.
Прием документов: до 22 октября 2025
Лицензия на образовательную деятельность

Цель программы

Совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области экспозиционно-выставочной деятельности на основе алгоритмов работы крупнейшего литературного музея страны. Знакомство с современными подходами и принципами музеефикации литературного процесса и, в частности, представления в экспозиции книги, которая выступает как явление, одновременно входящее в интеллектуальную, материальную и художественную сферы деятельности человека.   

Содержание программы

Программа дает возможности

  • Приобрести практические навыки оформления экспонатов (рукописей, книг, фотографий, графики) для экспонирования, включая багетные и оформительские работы.
  • Освоить современные методики экспонирования, интерпретации и популяризации книжных, рукописных и документальных памятников.
  • Расширить свои компетенции в области хранения и использования книжных, рукописных и документальных материалов.
  • Познакомиться с работой одного из ведущих культурных учреждений страны и обсудить вопросы, которые встают перед сотрудниками литературных музеев при создании экспозиций.
  • Расширить профессиональный круг общения, установить полезные контакты и обменяться опытом с коллегами.

Для кого программа?
Для сотрудников музеев, выставочных залов, культурных центров и библиотек, а также всех, кто интересуется литературой и моделированием экспозиционного пространства для выставок литературной тематики.

Особенности программы
Особое внимание уделяется проблемам экспонирования книжного и рукописного наследия, рассмотрению культурного и художественного феномена книги в экспозиционном отражении, а также способам эффективной репрезентации дизайна книги в музейном пространстве. Программа предлагает уникальную возможность освоить специфику работы с этими ценными и хрупкими объектами культурного наследия.

Ведущие

Павел Евгеньевич Фокин ‒ к. ф. н., заместитель директора по научной работе ГМИРЛИ имени В. И. Даля, руководитель отдела «Музейный центр „Московский дом Достоевского“», национальный представитель России в Международном обществе Ф. М. Достоевского (IDS), автор монографий и статей по истории русской литературы.

Олег Рудольфович Николаев ‒ к. ф. н., ведущий научный сотрудник ГМИРЛИ имени В.И. Даля, научный руководитель музейно-проектного Бюро «АртТерра», автор художественных концепций экспозиций, куратор выставок.

Наталия Васильевна Папанова — заместитель директора ГМИРЛИ имени В.И. Даля по экспозиционно-выставочной деятельности. С командой коллег ежегодно реализует десятки выставочных проектов.

Инна Георгиевна Андреева — заведующая отделом «Музей-квартира А.Н. Толстого» с 2001 года. Окончила филологический факультет МГПУ имени М. Шолохова и искусствоведческий факультет МГУ. Окончила аспирантуру ИМЛИ АН СССР. Работала в ИМЛИ младшим научным сотрудником. Автор более 100 печатных работ.

Александра Викторовна Белановская — заведующая отделом консервации и реставрации музейных предметов ГМИРЛИ имени В.И. Даля, аттестованный Министерством культуры реставратор высшей категории.

Александр Владимирович Ткаченко — заведующий отделом технического обеспечения работы фондов и муляжирования музейных предметов ГМИРЛИ имени В.И. Даля. Преподаватель курсов «Основы реставрации и переплета книг» РГГУ, заведующий лабораторией реставрационных технологий.

Александр Юрьевич Бобосов — заведующий отделом книжных фондов Государственного музея истории литературы, искусства и культуры имени В.И. Даля, заслуженный работник культуры Российской Федерации, отмечен Благодарностью Министерства культуры за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и искусства и многолетнюю плодотворную деятельность.

Ольга Львовна Залиева — ведущий научный сотрудник ГМИРЛИ имени В.И. Даля. Специалист по истории литературы и искусства ХХ века, куратор выставок, составитель альбомов-каталогов.

Наталия Сергеевна Романова — заведующая художественно-оформительским отделом, реализовавшая около 1000 выставочных проектов, включая международные выставки в Милане, Берлине, Инсбруке и Марбахе. Награждена юбилейными медалями к дням рождения Ф.М. Достоевского и А.Н. Островского. Является автором выставочного проекта «Дорога к миру» в Белоруссии (Брестская крепость — Минск).

Екатерина Андреевна Ирхина — художник-оформитель, награждена юбилейной медалью к дню рождения Ф.М. Достоевского, соавтор проекта «Дорога к миру». Как художник является автором более 100 работ в области живописи, графики и иллюстрации.

Где проходит обучение?

Центральное здание ГМИРЛИ имени В.И. Даля
Москва, Зубовский бульвар, д. 15, строение 1

Музей-квартира А.Н. Толстого
ул. Спиридоновка, д. 2, строение 1

После обучения участников приглашаем посетить выставки:

«Обитатели „Мёртвого дома“ в графике Б.Л. Непомнящего»
Музейный центр «Московский дом Достоевского», ул. Достоевского, 2

«Искусство видеть сказку. Уроки Виктора Чижикова»
Дом И.С. Остроухова в Трубниках, Трубниковский пер., 17

Поступление
Документы на поступление необходимо выслать в электронном виде до 22 октября 2025 года на адрес metodotdel@goslitmuz.ru:
заявление (в 2-х форматах: WORD и JPG/PDF);
‒ сканированную копию документа, удостоверяющего личность и гражданство;
‒ сканированную копию СНИЛС
‒ сканированную копию документа о среднем/высшем профессиональном образовании или справку об обучении в учреждении среднего/высшего профессионального образования;
‒ сканированную копию документа при изменении персональных данных личности, если есть расхождения между документом об образовании и документом, удостоверяющим личность (например, свидетельство о заключении брака или свидетельство об изменении имени);
‒ отсканированное гарантийное письмо на оплату на фирменном бланке учреждения (если оплачивает направляющая сторона).

Прочие условия
Оплата производится на основе двухстороннего договора по безналичному расчету (заказчиком услуг по договору может выступать сам слушатель либо направляющая организация).
Расходы на питание и проживание ‒ за счет слушателя (направляющей стороны).

Контакты
8 495 695 53 08, доб. 1182, доб. 1181
metodotdel@goslitmuz.ru 
Бабкова Елена Юрьевна, Лихачев Игорь Владимирович