Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Скоро открытие
  5.  Выставка «Владимир Маяковский и Валерий Брюсов»

Выставка «Владимир Маяковский и Валерий Брюсов»

Музей Серебряного века

К 125-летию со дня рождения Маяковского

27 июня — 10 октября 2018 г.

Владимир Маяковский уверенно, не сомневаясь в значительности своего дарования, вошёл в литературу, потеснив в 1910-е годы известных поэтов-символистов: Брюсова, Бальмонта, Блока. После Октябрьской революции слава Маяковского могла соперничать только со славой Сергея Есенина.

Русский футуризм начинался со знаменитого сборника «Пощёчина общественному вкусу» (1912), одним из авторов которого был Маяковский. Рецензия Брюсова на фоне общей ругани выглядела исключением: «за пределами этих крайностей остается кое-что не лишённое ценности, как новый приём выразительности в поэзии».

На заседаниях «Общества свободной эстетики», руководимого Брюсовым, бывали футуристы, и такие встречи не обходились без стычек и скандалов: 7 мая 1913 года на вечере чествования Бальмонта Брюсов был вынужден прекратить выпады Маяковского против Бальмонта. В 1914 году, когда мэтр русского символизма работал корреспондентом на Западном фронте, Иоанна Матвеевна Брюсова писала мужу с просьбой разобраться в скандале в «Эстетике» между Ходасевичем и футуристами. Брюсов симпатизировал футуристам, а не «Владе», считая виноватой «Эстетику», дирекция которой разрешила футуристам читать стихи после окончания очередного заседания.

В статье «Год русской поэзии (апрель 1913-апрель 1914)» в журнале «Русская мысль» (№ 5, 1914) Брюсов писал о Маяковском: «У Маяковского много от нашего крайнего футуризма, но есть своё восприятие действительности, есть воображение и есть умение изображать».

В 1917 году поэты включились в активную работу на благо страны в тяжёлых условиях. Их работоспособность поражала: не только стихи, но и бурная, сложная административная и общественная деятельность. В 1921 году вышла поэма Маяковского «150 000 000». Ленин отрицательно отнесся к ней, написав наркому А. В. Луначарскому: «Вздор, глупо, махровая глупость и претенциозность». Луначарский ответил, что поэму высоко оценил Брюсов, авторитет которого высок.

Поэты принимали участие в совместных выступлениях в аудиториях Политехнического музея, в Доме Печати, в ЛИТО Наркомпроса, в московских литературных кафе — спорили о будущем новой поэзии и читали новые стихи среди многих других авторов.

Брюсова сближала с футуристами тема авиации, интерес к достижениям науки и техники. Поэты воспевали новую эру «аэро» и придавали огромное значение возможностям человека летать, преодолевать притяжение земли (известно, что авиатором был поэт-футурист Василий Каменский).

В 1920-е годы Маяковский активно включился в создание современной рекламы, когда советская промышленность производила товары с новыми названиями: конфеты «Красная Москва», печенье «Красный авиатор»…
На выставке представлен ряд фотографий и афиш совместных выступлений поэтов: Маяковский с 1910-х по 1920-е годы, каким он был при жизни Брюсова.

Кураторы выставки: Моника Орлова и Дарья Решетникова

Художники-оформители: Евгения Ионова, Алексей Мозговой, Алексей Романов, Наталья Романова

Выставка продлится с 27 июня по 10 октября

Вернисаж состоится 26 июня в 17 00 по адресу:

Проспект Мира, 30, Музей Серебряного века (Дом В. Я. Брюсова).

Вход на вернисаж свободный

В остальные дни — по входным билетам

Проспект Мира, д. 30
+7 (495) 680 -86 -83