22 марта — 14 апреля 2019 г.
Италия, Флоренция, Палаццо Пегасо
Выставка «Роман „Идиот“ Ф. М. Достоевского глазами художников», посвященная 150-летию написания романа, экспонируется в одном из старинных особняков Флоренции — Палаццо Пегасо. Выставка, подготовленная Государственным музеем истории российской литературы имени В. И. Даля (Москва) и Литературно-мемориальным музеем Ф. М. Достоевского (Санкт-Петербург), прослеживает историю иллюстрирования романа «Идиот» русскими художниками нескольких поколений. Итальянской публике представлены работы художников XX–XXI веков, хранящиеся в фондах двух российских музеев.
Достоевский жил во Флоренции во время своих заграничных скитаний: вместе с женой Анной Григорьевной он приехал в город в начале декабря 1868 года и поселились в доме № 8 на улице Гвиччардини напротив Палаццо Питти, где прожил до начала августа 1869 года. Здесь писатель полностью погрузился в работу над романом «Идиот»: роман о «положительно прекрасном человеке», размышления о красоте в мире связались для Достоевского с Флоренцией.
ГМИРЛИ имени В. И. Даля и Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге представляют собой два крупнейших музейных собрания, хранящих материалы, относящиеся к жизни и творчеству Ф. М. Достоевского. Формирование коллекции московского музея писателя было начато его вдовой Анной Григорьевной сразу же после смерти Достоевского. Ею было собрано более 6000 реликвий (рукописей, документов, личных вещей и т. д.), которые стали основой для «Музея памяти Ф. М. Достоевского», открытого в 1906 году в составе Императорского исторического музея в Москве. Коллекция А. Г. Достоевской постоянно пополнялась новыми материалами и поступлениями, но именно она лежит в основе нынешнего собрания музея.
Выставка «Роман „Идиот“ глазами художников» — не первый совместный зарубежный проект московского и петербургского музеев Достоевского, среди крупных проектов прошлых лет — выставки «Произведения Ф. М. Достоевского в русской иллюстрации XIX—XX вв." (2016 год, Гранада, XV Симпозиум Международного общества Ф. М. Достоевского) и выставка «Красота спасет мир», посвященная 150-летию написания романа «Идиот» (2018, София, I Симпозиум Болгарского общества Ф. М. Достоевского).
Московский и петербургский музеи Достоевского рады представить свои богатые коллекции иллюстраций к произведениям писателя во Флоренции. Среди экспонатов, предоставленных ГМИРЛИ имени В. И. Даля, иллюстрации к роману Л. Фейнберга, И. Глазунова, А. Корсакова, Ю. Кискачи, А. Гурьева, А. Ушина, С. Шор и др.
Л. Е. Фейнбергом роман «Идиот» был полноценно проиллюстрирован в первое послевоенное десятилетие (1947), но, по обстоятельствам той эпохи, до публикации его работы не дошли. Первым иллюстратором, чьи работы в 1962 году были включены в двухтомник избранных сочинений Достоевского, выпущенный Лениздатом, стал А. А. Ушин. В издание вошла часть большой серии линогравюр, отмеченных тягой к петербургскому колориту, тягостному и тревожному городскому пейзажу.
В 1970-е годы, во многом благодаря 150-летию со дня рождения писателя, произошел всплеск интереса к его творчеству. Значительная часть представленных на выставке работ была создана в эти годы: В. Вильнер, О. Евсеев, М. Ройтер, В. Хруслов и другие. Темы романа разрабатывают и художники в ХХI веке: на выставке представлены работы А. Зыкиной и В. Забелина. Все работы отмечены индивидуальностью метода и творческого погружения в роман Достоевского.
История иллюстрирования романа «Идиот» продолжается. Даже в пределах небольшой выставки богатство интерпретаций романа позволяет показать его идейную и эстетическую масштабность, эмоциональную насыщенность и духовную мощь.
Куратор выставки: Ольга Полетаева, хранитель фонда графики Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского (Санкт-Петербург).
Открытие выставки состоится 22 марта 2019 года в 16:30 в Palazzo del Pegaso (в Sala del Gonfalone) по адресу via Cavour, 2.
23 марта 2019 года в 10:30 состоится круглый стол «150 лет роману Ф. М. Достоевского „Идиот“. 1869–2019» при участии создателей выставки и исследователей творчества писателя.