+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Текущие
  5.  Выставка «Демоническая женщина»

Выставка «Демоническая женщина»

Музей-квартира А.Н. Толстого

К 150-летию Надежды Тэффи

12 мая — 31 июля 2022

Смех должен быть и тонкий, и не пошлый, и глубокий;
смех должен быть острый и должен задеть кого-нибудь,
чтобы в переливах и вибрациях его чувствовались капельки крови.
Только при этих условиях запрыгает диафрагма.
Н. Тэффи

Надежда Александровна Лохвицкая, в замужестве Бучинская, известная как Тэффи, — представительница Серебряного века, поэт и сатирическая писательница, которую окрестили «королевой русского юмора». Она ничего не придумывала, а очень точно подмечала смешное в будничной и повседневной жизни людей. Ее обожал последний российский император Николай II. Он говорил: «Никого не надо, одну Тэффи». Шоколадная фабрика «Бликген и Робинсон» наладила выпуск конфет «Тэффи», продавались одноименные духи, песни на ее стихи исполнял Александр Вертинский. Она нравилась разным людям, независимо от возраста, социального статуса, политических и литературных пристрастий.

Творческое наследие Тэффи огромно. Ее фонд в архиве российской и восточно-европейской истории и культуры Колумбийского университета в Нью-Йорке насчитывает около пяти тысяч единиц. Писать Тэффи начала достаточно поздно. Первые ее публикации появились лишь в 30 лет. К этому моменту она была в разводе и имела троих детей. Дети остались с ее мужем. У нее были многочисленные романы, но что за любовь была в ее сердце, неизвестно. Подробности своей личной жизни Тэффи скрывала. Кому принадлежало ее сердце, многие исследователи гадают до сих пор. Есть предположение, что она была тайно влюблена в И. Бунина, но с его стороны это была искренняя, почти братская дружба (во многих письмах он так и обращается к Тэффи «сестра»). Возможно, он и заметил ту нежность, которую питала к нему Тэффи.

Надежда Тэффи с восторгом встретила февральскую революцию, а вот октябрьскую не приняла. Она была вынуждена покинуть Россию. Уезжая, Тэффи надеялась, что весной сможет вернуться на Родину. Возвращению не суждено было случиться. В Париже Тэффи окружали И. Бунин, А. Ремизов, И. Куприн, З. Гиппиус, А. Толстой, В. Ходасевич, М. Алданов и другие талантливейшие люди. Все они поддерживали связи, писали письма, селились рядом.

С Алексеем Толстым в дореволюционной России они общались, но их дружественный союз образовался именно в эмиграции, в Париже. «Алешка, Алешка, ни капельки-то ты не изменился», — писала Тэффи и тут же продолжала: «Все Алешку любили». Он был «глубоко свой парень». Тэффи весьма ценила его как писателя. Впоследствии она напишет: «Его исключительный, сочный, целиком русский талант заполнял каждое его слово, каждый жест». Тэффи и Алексей Толстой очень хорошо понимали друг друга, потому-то их дружество было близким и почти родственным.

В Алексее Толстом Тэффи привлекало легкое отношение к жизни, спонтанность и чувство юмора, которым он обладал. Он писала: «Надо уметь жить играя. Игра скрашивает любые невзгоды». В Толстом Тэффи сумела разгадать его человечность и порядочность, пусть даже с нотками легкомыслия. Для нее было важно найти секретный ключик к каждому человеку.

На выставке «Демоническая женщина» будут представлены экспонаты из собрания ГМИРЛИ имени В. И. Даля: шаржи, фотографии, уникальные, ранее не публиковавшиеся письма Н. Тэффи к А. М. Ремизову с пометками и комментариями, а также письма к Н. Крандиевской-Толстой.

Кураторы выставки: И. Андреева, А. Кострикина

Справки, заказ экскурсий: +7 495 695-53-08 / ex@goslitmuz.ru

Музей-квартира А. Н. Толстого
ул. Спиридоновка, 2, стр. 1




Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.