+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Посетителям
  3.  Выставки
  4.  Архив выставок
  5.  Выставка «Венедикт Ерофеев — „Москва — Петушки“ — художник Кирилл Мамонов»

Выставка «Венедикт Ерофеев — „Москва — Петушки“ — художник Кирилл Мамонов»

Дом И.С. Остроухова в Трубниках

К 80-летию со дня рождения В. В. Ерофеева и к 50-летию создания поэмы «Москва — Петушки»

29 марта — 5 мая 2019 г.

Дом И. С. Остроухова в Трубниках

Выставка «Венедикт Ерофеев — „Москва — Петушки“ — художник Кирилл Мамонов» приурочена к двум юбилейным датам: 24 октября 2018 года исполнилось 80 лет со дня рождения Венедикта Васильевича Ерофеева (1938–1990), а осенью 2019 года исполняется 50 лет его главному произведению — поэме в прозе «Москва — Петушки».

В Доме И. С. Остроухова в Трубниках представлены более тридцати графических и живописных работ, выполненных в 2013–2019 годах по мотивам поэмы художником Кириллом Серафимовичем Мамоновым.

Венедикт Васильевич Ерофеев (1938–1990)

Поэма в прозе «Москва — Петушки» — одно из наиболее значимых произведений русской литературы второй половины ХХ века — была написана осенью 1969 года и в течение нескольких лет существовала только в самиздате. Первая публикация была осуществлена в израильском журнале «АМИ» в 1973 году, следующая — в 1977 году в Париже. Только в годы перестройки поэма была опубликована в СССР: сначала в журнале «Трезвость и культура», чуть позже в литературном альманахе «Весть» и, наконец, полностью в 1989 году в издательстве «Прометей». С той поры поэма «Москва — Петушки» многократно переиздавалась, была переведена на многие языки. Сегодня это произведение по праву считается классикой отечественной культуры.

Так — не живут, не говорят, не пишут. Так может только один: Венедикт Ерофеев, это лишь его жизнь, равная стилю, его речь, всегда собственная, — его талант.
Какое счастье — что талант, какая тоска — отчётливо знать, что должен претерпеть его счастливый обладатель.
«Свободный человек!» — вот первая мысль об авторе повести, смело сделавшем её героя своим соименником, но отнюдь не двойником. Герой — Веничка Ерофеев — мыкается, страдает, вообразимо и невообразимо пьёт, существует вне и выше предписанного порядка. Автор — Веничка Ерофеев, сопровождающий героя вдоль его трагического пути, — трезв, умён, многознающ, ироничен, великодушен.
Белла Ахмадулина. Миг Бытия. Москва: Аграф, 1997

Как всё великое в России, эта вещь сделана не для всемирной славы и, как бы, не всерьёз, потому что всё, что мы делаем всерьёз, получается безвкусно и кончается большой кровью. И почти всё великое делается у нас несерийно, к серийности мы не приспособлены. «Первое издание „Москвы — Петушки“, благо было в одном экземпляре, быстро разошлось».
Этот единственный экземпляр так до сих пор и расходится, и непохоже, чтобы у России завёлся какой-нибудь другой маршрут.
Дмитрий Быков. Дилетант, № 11, ноябрь 2015

Кирилл Серафимович Мамонов (1937)

Родился в 1937 году в Москве. В 1966 году окончил факультет художественно-технического оформления печатной продукции Московского полиграфического института. Его педагогом был А. Д. Гончаров. С 1961 года участник многих выставок.

Работы хранятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина,
а также в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.

Художник Кирилл Мамонов, начиная с 1960-х годов, когда стал выставляться, и до настоящего времени изображает ту реальность, что лежала и лежит «за забором». Даже мало сведущие в истории искусства сразу поймут, что это — не произведение мейнстрима советской поры, и вряд ли эти картины представляют официальную тенденцию эпохи — социалистический реализм.

Мотивы работ Мамонова обычно непритязательны, буднично просты, лишены сюжетных завязок… Почерк нарочито искренен и безыскусен. Он переходит на народный язык, «заборный». Это делает Кирилла Мамонова современным художником. Вселенная Мамонова распадается и свёртывается как «город Глупов» и «Страна дураков». При полном, казалось бы, отсутствии «общественно значимых» сюжетов, он видится художником остро социальным. Как немногие, Мамонов безоговорочно верен себе. Он живёт всё в том же перенапряжённом и нерадостном мире, и упрямый стоицизм остается стержнем его искусства.
Ю. Я. Герчук

Кирилл для меня явление некоего абсолютно трагического порядка. Зрителями это не воспринимается, по крайней мере, сразу. Никто не хочет приближать к себе горечь. А Кирилл в этом живёт… Он обо всём, даже о самых горьких вещах рассказывает с юмором, всегда находит какие-то моменты, которые всё это вдруг превращает в карнавал.

Ему восемьдесят уже стукнуло. А он до сих пор пацан… Простодушие, наивность и абсолютная точность ощущения мира… Это одна смесь. И в этом он абсолютно уникален.
Ю. Б. Норштейн

Посещение выставки в дни работы по входным билетам в музей.

Дом И. С. Остроухова в Трубниках
Трубниковский переулок, 17




Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.

Временное закрытие Московского дома Достоевского

Уважаемые друзья!
Отдел ГМИРЛИ им. В. И. Даля «'Московский дом Достоевского» по техническим причинам будет временно закрыт для посещения 7 февраля 2023 года. Приносим свои извинения за временные неудобства!