АФИША

Выставка «„Невинные речи“ vs „В сумерках“»

Дом-музей А.П. Чехова

Адрес
Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 6, стр. 2
«Баррикадная», «Маяковская», «Смоленская»
График работы
ВТ, ПТ, СБ, ВС 11:00–18:00 (касса до 17:30)
СР, ЧТ 11:00–21:00 (касса до 20:30)
ПН Выходной день

Выставка из собрания Государственного литературного музея представляет пространство между двумя сборниками А. П. Чехова 1887 года — «Невинные речи», созданного в стилистике Антоши Чехонте, и «В сумерках», открывшего уже иного, более серьёзного А. П. Чехова. Что предшествовало этому событию и что непосредственно последовало за ним, как изменялись чеховские тексты и его отношение к литературной работе — помогают понять реликвии из чеховской коллекции музея.

Конечно, противопоставление сборников, заявленное в названии выставки, — в некоторой степени мнимое. Эти две книги были изданы с разницей всего в несколько месяцев. Причём позднее по времени — «Невинные речи». Но такова подлинная история русской литературы и специфика чеховского творчества, сополагающего смешное и грустное, трагическое и комическое. В сборник «Невинные речи» вошли многие яркие рассказы — «Драма», «Произведение искусства», «Один из многих», «Ночь перед судом». Вряд ли, говоря о них сейчас, правильно определять их как «поганые», «плохие и пошлые», как это сделал автор.
Именно в конце 1880-х годов Чехов впервые задумывается о том, для кого он пишет, кто является его читателем. Отсюда и его размышления в письмах: «Бывают минуты, когда я положительно падаю духом. Для кого и для чего я пишу? Для публики? Но я ее не вижу и в нее верю меньше, чем в домового: она необразованна, дурно воспитана, а ее лучшие элементы недобросовестны и неискренни по отношению к нам. Нужен я этой публике или не нужен, понять я не могу».

При этом 1887 год — своеобразный рубеж для Чехова: можно сказать, что он прекращает сотрудничество в «малой прессе», полностью отказывается от псевдонима, задумывает написать «крупное», создаёт пьесу «Иванов» и начинает иначе относиться к «отделке» своих произведений. Читателями Чехова становятся крупнейшие поэты и писатели того времени: Я. П. Полонский, А. Н. Плещеев, В. Г. Короленко, композитор П. И. Чайковский.

За сборник «В сумерках» уже в 1888 году Чехов был удостоен престижной Пушкинской премии. И в том же году в журнале «Северный вестник» появятся первые крупные повести писателя, определившие его вхождение в «большую» литературу и популярность не только в столицах, но и во всей России.

На выставке — только подлинники, раритеты чеховской коллекции: книги с неординарными автографами Чехова, рукописи, фотографии его окружения, а также иллюстрации к рассказам из сборников «В сумерках» и «Невинные речи», сделанные при жизни Чехова художниками А. П. Апситом, Н. А. Богатовым и Я. П. Турлыгиным.

Выставка пройдет с 29 января по 20 марта 2017 года.


Расписание кураторских показов:

9 и 11 февраля в 14:00; 17 февраля в 18:30;
11 и 18 марта в 14:00

Кураторы выставки: Э. Д. Орлов, В. С. Зайцев

Рабочая группа: Т. Н. Шипова, Т. Ю. Соболь, О. В. Рябцева, А. Ю. Бобосов, Е. М. Варенцова, Н. В. Романова, А. В. Мозговой


Адрес музея: ул. Садовая-Кудринская, 6, стр. 2
Тел.: +7 495 691-38-37, +7 495 691-61-54


Выставка из собрания Государственного литературного музея представляет пространство между двумя сборниками А. П. Чехова 1887 года — «Невинные речи», созданного в стилистике Антоши Чехонте, и «В сумерках», открывшего уже иного, более серьёзного А. П. Чехова. Что предшествовало этому событию и что непосредственно последовало за ним, как изменялись чеховские тексты и его отношение к литературной работе — помогают понять реликвии из чеховской коллекции музея.

Конечно, противопоставление сборников, заявленное в названии выставки, — в некоторой степени мнимое. Эти две книги были изданы с разницей всего в несколько месяцев. Причём позднее по времени — «Невинные речи». Но такова подлинная история русской литературы и специфика чеховского творчества, сополагающего смешное и грустное, трагическое и комическое. В сборник «Невинные речи» вошли многие яркие рассказы — «Драма», «Произведение искусства», «Один из многих», «Ночь перед судом». Вряд ли, говоря о них сейчас, правильно определять их как «поганые», «плохие и пошлые», как это сделал автор.
Именно в конце 1880-х годов Чехов впервые задумывается о том, для кого он пишет, кто является его читателем. Отсюда и его размышления в письмах: «Бывают минуты, когда я положительно падаю духом. Для кого и для чего я пишу? Для публики? Но я ее не вижу и в нее верю меньше, чем в домового: она необразованна, дурно воспитана, а ее лучшие элементы недобросовестны и неискренни по отношению к нам. Нужен я этой публике или не нужен, понять я не могу».

При этом 1887 год — своеобразный рубеж для Чехова: можно сказать, что он прекращает сотрудничество в «малой прессе», полностью отказывается от псевдонима, задумывает написать «крупное», создаёт пьесу «Иванов» и начинает иначе относиться к «отделке» своих произведений. Читателями Чехова становятся крупнейшие поэты и писатели того времени: Я. П. Полонский, А. Н. Плещеев, В. Г. Короленко, композитор П. И. Чайковский.

За сборник «В сумерках» уже в 1888 году Чехов был удостоен престижной Пушкинской премии. И в том же году в журнале «Северный вестник» появятся первые крупные повести писателя, определившие его вхождение в «большую» литературу и популярность не только в столицах, но и во всей России.

На выставке — только подлинники, раритеты чеховской коллекции: книги с неординарными автографами Чехова, рукописи, фотографии его окружения, а также иллюстрации к рассказам из сборников «В сумерках» и «Невинные речи», сделанные при жизни Чехова художниками А. П. Апситом, Н. А. Богатовым и Я. П. Турлыгиным.

Выставка пройдет с 29 января по 20 марта 2017 года.


Расписание кураторских показов:

9 и 11 февраля в 14:00; 17 февраля в 18:30;
11 и 18 марта в 14:00

Кураторы выставки: Э. Д. Орлов, В. С. Зайцев

Рабочая группа: Т. Н. Шипова, Т. Ю. Соболь, О. В. Рябцева, А. Ю. Бобосов, Е. М. Варенцова, Н. В. Романова, А. В. Мозговой


Адрес музея: ул. Садовая-Кудринская, 6, стр. 2
Тел.: +7 495 691-38-37, +7 495 691-61-54