Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Афиша
  3.  135

135

1 апреля 2016 г. в 14:01
<a href="#section_1"></a> <a href="#section_2"></a> <a href="#section_3"></a>
<p>
     Государственный литературный музей) обладает значительным и по объёму, и по качеству фондом Якова Петровича Полонского (1819–1898), позволяющим устраивать его большие персональные выставки. Большинство материалов поступило из семьи Полонских, что придаёт им особый вес.
</p>
<p>
     Изобразительная часть коллекции включает богатую иконографию поэта: 5 портретов в оригинальной технике: карандашный автопортрет, графические работы (карандаш и акварель) И. Репина, М. Антокольского, М. Медведева, живописный портрет работы М. Жодейко и десятки фотографий, гравюр и литографий, а также масляный портрет его жены Жозефины Полонской, <nobr>скульптора-любительницы</nobr>.
</p>
<p>
     В книжных фондах максимально представлены прижизненные издания Полонского: больше 10 поэтических сборников, начиная с «Гамм» (1844) и кончая «Вечерним звоном (1890), Сочинения в 4 тт. (1869–70), Полное собрание сочинений в 5 тт. (1896), первые публикации и издания отдельных произведений.
</p>
<p>
     Большая часть рукописных материалов (127 ед.хр.) поступила от внука поэта — <nobr>М. А. Полонского</nobr>. Среди них 12 автографов Полонского: 2 стихотворения, воспоминания, письма, списки его произведений. След дружбы с Тургеневым — сделанная поэтом опись его рукописей в дополнение к живописному этюду «Уголок парка в <nobr>Спасском-Лутовинове</nobr>» и альбомной зарисовке «Шалаш в парке». В 2000 году <nobr>Н. Н. Фонякова</nobr> (многолетняя сотрудница Пушкинского Дома) передала в дар нашему музею письмо старшего сына поэта — Александра Полонского, дружившего с её отцом, с подробнейшим и скрупулёзным описанием имения Фета Воробьёвки (опубликовано в фетовском сборнике Пушкинского Дома)<a href="#section_1"><sup>[1]</sup></a> и его автобиографию. В составе фонда Полонского — несколько писем самого Фета к А.Я.<a href="#section_2"><sup>[2]</sup></a>; переписка Александра c матерью и письма его к отцу (около 70 писем) — материалы, знакомящие с семейной жизнью Полонских. Ещё одно яркое свидетельство литературных связей Полонского, настоящая реликвия — двойной автограф: его стихотворение <nobr>«Н. С. Лескову»</nobr>, переписанное рукой Лескова и подписанное поэтом.
</p>
<p>
     Сохранилась память о юбилее Полонского 1887 года: <nobr>альбом-футляр</nobr> с рисунками, поднесенный Полонскому художниками кружка «Понедельник» к <nobr>50-летию</nobr> поэтической деятельности, а также меню юбилейного обеда.
</p>
<p>
     Не менее интересно представлен и <nobr>Полонский-художник<a href="#section_3"><sup>[3]</sup></a></nobr>: несколько живописных работ (преобладающая их часть сосредоточена в собрании Пушкинского дома) и множество рисунков в альбомах и на отдельных листах. Эти реалистические зарисовки отдельных мест России и Западной Европы вводят в круг интересов поэта, позволяют уточнить маршрут и время его путешествий, служат своеобразными иллюстрациями к его произведениям. В рисунках затрагиваются темы и сюжеты, не нашедшие полного освещения в поэзии. С другой стороны, дорожные альбомы Полонского служат своего рода записными книжками, которыми он пользовался в дальнейшем для воплощения своих литературных замыслов.
</p>
<hr size="1">
<p>
<label id="section_1"><sup>[1]</sup></label>Письмо опубл.: Медынцева Г. Л. Письмо А. Я. Полонского к другу (О Воробьёвке) // А. А. Фет. Материалы и исследования / Отв. ред. Н. П. Генералова, В. А. Лукина. СПб., 2013. Вып. 2. С. 201–213.<br>
<br>
<label id="section_2"><sup>[2]</sup></label>См.: Переписка А. А. Фета с А. Я. Полонским / Публ. Г. Л. Медынцевой и 3.В. Гротской // Новые материалы по истории русской литературы. Сборник научных трудов Государственного Литературного музея. М., 1994. С. 47–91.<br>
<br>
<label id="section_5"><sup>[5]</sup></label>См.: Медынцева Г. Л. Яков Полонский — живописец // Игра пера и кисти, или Рождение жанра. М., 2014. С. 291–299.
</p>

Возврат к списку