АФИША

Кураторская экскурсия по выставке «Преодоление "Зависти"»

Музей-квартира А.Н. Толстого

12+
Адрес
Москва, ул. Спиридоновка, 2, стр. 1
«Пушкинская», «Баррикадная», «Арбатская»
График работы
ВТ, ПТ, СБ, ВС 11:00–18:00 (касса до 17:30)
СР, ЧТ 11:00–21:00 (касса до 20:30)
ПН Выходной день
Билеты
Полный/льготный 700 руб. / 600 руб.

Доступна

Роман «Зависть» начинается с фразы, которую многие литературоведы и исследователи творчества Юрия Карловича Олеши называли «криминальной»: «По утрам он поет в клозете». Эта фраза так восхитила и рассмешила главного редактора «Красной нови» Федора Раскольникова, что он, несмотря на уговоры писателя дать ему еще пару дней для отшлифовки текста, выхватил рукопись и, прижав ее к груди, умчался на машине в редакцию. В июне 1927 года Юрий Олеша закончил работу над «Завистью», а уже в июльском—августовском номерах журнала роман был напечатан. Олеша в одночасье стал знаменитым.

Несмотря на свою кажущуюся легкость восприятия, на видимое (но далеко не очевидное) деление героев романа на положительных и отрицательных персонажей, на множество забавных ситуаций, обилие красивых и чувственных метафор роман (повесть) «Зависть» — произведение со множеством кодов: библейских, софоклософских, шекспировских, гетевских, пушкинских, достоевских и др.

Мы упомянули первую фразу «Зависти», но не она стала самой популярной и цитируемой в народе. Ею стали слова Кавалерова, обращенные к Вале: «Вы прошумели мимо меня, как ветвь, полная цветов и листьев». Хотя сам Олеша был удивлен такому повсеместному цитированию и заимствованию поэтами этого высказывания, кажется все-таки, что это было уместно и закономерно. Ибо, кого как не Юрия Олешу, можно было бы назвать певцом всей палитры человеческих чувств. «Зависть», «Три толстяка», пьесы «Список благодеяний» и «Заговор чувств», «Книга прощания»- что это, как не иллюстрация выше сказанного?!

В своем позднем дневнике Олеша признавался: «У меня есть убеждение, что я написал книгу („Зависть“), которая будет жить века. У меня сохранился ее черновик, написанный мною от руки. От этих листов исходит эмонация изящества…»