АФИША

Программа «Герцен и Достоевский»

Дом-музей А.И. Герцена

18 декабря в 15:00
12+
Адрес
Москва, переулок Сивцев Вражек, д. 27
«Смоленская», «Арбатская», «Кропоткинская»
График работы
ВТ, ПТ, СБ, ВС 11:00–18:00 (касса до 17:30)
СР, ЧТ 11:00–21:00 (касса до 20:30)
ПН Выходной день
Билеты
Полный/льготный 600 руб. / 500 руб.

«Неоконченный диалог на фоне эпохи»

Тематическая историко-литературная программа к 200-летию Ф. М. Достоевского

Герцен и Достоевский встречались лично всего шесть раз. Впервые в 1846 году в Петербурге, когда печатались в одних и тех же изданиях и стали частью нового литературного направления — «натуральной школы», состоявшего, по выражению Белинского, «в более тесном сближении с жизнью, с действительностью». Последний раз, случайно, писатели увиделись в 1868 году в Женеве. Между этими встречами уместилась целая эпоха бурь и потрясений.

Европейские революции 1848–49 годов и усиление реакции, жертвой которой в числе других стал осужденный по «делу Петрашевцев» Достоевский; создание Герценом в эмиграции Вольной русской типографии, чьи издания боролись за отмену крепостного права и свободу слова, начало реформ Александра II и появление в России новых деятелей освободительного движения, так называемых нигилистов, разительно отличавшихся по своим методам и убеждениям от герценовского поколения «людей 40-х годов».

И Герцен, и Достоевский пережили, каждый свою, духовную драму, переосмыслив многое из прежних взглядов. Герцен, разочарованный подавлением европейских революций и отказавшийся от идеи насильственных путей борьбы как единственно возможных, работал над теорией «русского общинного социализма»; Достоевский, под влиянием опыта каторги и ссылки, создал «теорию почвенничества». Каждый из двоих пытался переосмыслить проблемы развития России и пути их разрешения, дать оценку текущих событий и деятелей эпохи.

Их выводы во многом отличались, порой казались диаметрально противоположными. Но в главном, существенном — жизненном гуманизме, искреннем желании благодетельных перемен для России и ее народа были едины. «Следы» прочтения Герцена постоянно встречаются в творческой лаборатории Достоевского, его записных книжках, «Дневнике писателя», в статьях и романах. Федор Михайлович как будто ведет с Александром Ивановичем внутренний диалог.

Тематическая историко-литературная программа старается воспроизвести этот заочный обмен мнениями, основываясь на произведениях двух выдающихся классиков отечественной литературы и публицистики. В ходе лекции-экскурсии используются изобразительные материалы из «портфеля экскурсовода» в сочетании с предметами из экспозиции Дома-музея А. И. Герцена.

Ведущая: Елена Нарская

Справки, заказ экскурсий: +7 495 695-53-08 / ex@goslitmuz.ru

«Неоконченный диалог на фоне эпохи»

Тематическая историко-литературная программа к 200-летию Ф. М. Достоевского

Герцен и Достоевский встречались лично всего шесть раз. Впервые в 1846 году в Петербурге, когда печатались в одних и тех же изданиях и стали частью нового литературного направления — «натуральной школы», состоявшего, по выражению Белинского, «в более тесном сближении с жизнью, с действительностью». Последний раз, случайно, писатели увиделись в 1868 году в Женеве. Между этими встречами уместилась целая эпоха бурь и потрясений.

Европейские революции 1848–49 годов и усиление реакции, жертвой которой в числе других стал осужденный по «делу Петрашевцев» Достоевский; создание Герценом в эмиграции Вольной русской типографии, чьи издания боролись за отмену крепостного права и свободу слова, начало реформ Александра II и появление в России новых деятелей освободительного движения, так называемых нигилистов, разительно отличавшихся по своим методам и убеждениям от герценовского поколения «людей 40-х годов».

И Герцен, и Достоевский пережили, каждый свою, духовную драму, переосмыслив многое из прежних взглядов. Герцен, разочарованный подавлением европейских революций и отказавшийся от идеи насильственных путей борьбы как единственно возможных, работал над теорией «русского общинного социализма»; Достоевский, под влиянием опыта каторги и ссылки, создал «теорию почвенничества». Каждый из двоих пытался переосмыслить проблемы развития России и пути их разрешения, дать оценку текущих событий и деятелей эпохи.

Их выводы во многом отличались, порой казались диаметрально противоположными. Но в главном, существенном — жизненном гуманизме, искреннем желании благодетельных перемен для России и ее народа были едины. «Следы» прочтения Герцена постоянно встречаются в творческой лаборатории Достоевского, его записных книжках, «Дневнике писателя», в статьях и романах. Федор Михайлович как будто ведет с Александром Ивановичем внутренний диалог.

Тематическая историко-литературная программа старается воспроизвести этот заочный обмен мнениями, основываясь на произведениях двух выдающихся классиков отечественной литературы и публицистики. В ходе лекции-экскурсии используются изобразительные материалы из «портфеля экскурсовода» в сочетании с предметами из экспозиции Дома-музея А. И. Герцена.

Ведущая: Елена Нарская

Справки, заказ экскурсий: +7 495 695-53-08 / ex@goslitmuz.ru