АФИША

Лекция Павла Крючкова «Война миров: Корней Чуковский и русские формалисты»

Дом-музей К.И. Чуковского

16+
Адрес
Москва, поселение Внуковское, пос. Переделкино, ул. Серафимовича, д. 3
«Новопеределкино»
График работы
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб, Вс 11:00–18:00 (касса до 17:30)
ПН Выходной день

Доступна

В начале 1921 года Чуковский писал Горькому: «...Наши милые „русские мальчики“, вроде Шкловского, стоят за формальный метод, требуют, чтобы к литературному творчеству применяли меру, число и вес, но они на этом останавливаются; я же думаю, что нужно идти дальше, нужно на основании формальных подходов к матерьялу конструировать то, что прежде называлось душою поэта... Критика должна быть универсальной, научные выкладки должны претворяться в эмоции. Ее анализ должен завершаться синтезом, и, покуда критик анализирует, он ученый, но, когда он переходит к синтезу, он художник, ибо из мелких и случайно подмеченных черт творит художественный образ человека...»

«Война миров», о которой пойдет речь, началась в те времена, когда Чуковский вел в петроградском Доме искусств литературную студию и близко общался с адептами ОПОЯЗа, сиречь «русскими формалистами», часть которых он нередко причислял, как говорил, к «факультету обездушенных». И хотя общение было непримиримым, Чуковский находил в противниках сильные стороны: «Многое в этой ереси казалось мне чуждым и даже враждебным. Но была в ней одна милая моему сердцу черта: внимание к форме литературных творений, которое по многим причинам было прежними критиками приглушено и ослаблено. Да и к самим создателям формального метода я не мог не питать симпатий — талантливые, молодые, широко образованные, они весело разрушали закостенелые догматы свирепствовавшей в те времена вульгарно-социологической школы...» В годы гонений на формалистов Корней Чуковский горячо вступался за них, и свои претензии откладывал до лучших времен.
Отдельный разговор пойдет о знаковой статье К. Чуковского «Формалист о Некрасове» (1926), посвященной Б. Эйхенбауму и не вошедшей в 15-томное собрание сочинений.

В 2002 году, открывая том поэзии Чуковского в книжной серии «Новая библиотека поэта» биограф Корнея Ивановича М. Петровский утверждал: «...Самоучка со стихийным теоретическим чутьем, Чуковский в своей эссеистической критике... разработал такие аналитические подходы и приемы, которые позднее назовут структурными. Он был структуралистом задолго до структурализма (или, если угодно, „формалистом“ до „русского формализма“). Первооткрывательство Чуковского в этой области (да и в некоторых других) было недопонято и недооценено...»

Читает ведущий научный сотрудник ГМИРЛИ имени В. И. Даля, заведующий исследовательским сектором истории писательского городка Переделкино Павел Крючков.

Стоимость: 350 руб.

Купить билет

Справки, заказ экскурсий: +7 495 695-53-08

Дом-музей К. И. Чуковского
Переделкино, ул. Серафимовича, 3

Доступна

В начале 1921 года Чуковский писал Горькому: «...Наши милые „русские мальчики“, вроде Шкловского, стоят за формальный метод, требуют, чтобы к литературному творчеству применяли меру, число и вес, но они на этом останавливаются; я же думаю, что нужно идти дальше, нужно на основании формальных подходов к матерьялу конструировать то, что прежде называлось душою поэта... Критика должна быть универсальной, научные выкладки должны претворяться в эмоции. Ее анализ должен завершаться синтезом, и, покуда критик анализирует, он ученый, но, когда он переходит к синтезу, он художник, ибо из мелких и случайно подмеченных черт творит художественный образ человека...»

«Война миров», о которой пойдет речь, началась в те времена, когда Чуковский вел в петроградском Доме искусств литературную студию и близко общался с адептами ОПОЯЗа, сиречь «русскими формалистами», часть которых он нередко причислял, как говорил, к «факультету обездушенных». И хотя общение было непримиримым, Чуковский находил в противниках сильные стороны: «Многое в этой ереси казалось мне чуждым и даже враждебным. Но была в ней одна милая моему сердцу черта: внимание к форме литературных творений, которое по многим причинам было прежними критиками приглушено и ослаблено. Да и к самим создателям формального метода я не мог не питать симпатий — талантливые, молодые, широко образованные, они весело разрушали закостенелые догматы свирепствовавшей в те времена вульгарно-социологической школы...» В годы гонений на формалистов Корней Чуковский горячо вступался за них, и свои претензии откладывал до лучших времен.
Отдельный разговор пойдет о знаковой статье К. Чуковского «Формалист о Некрасове» (1926), посвященной Б. Эйхенбауму и не вошедшей в 15-томное собрание сочинений.

В 2002 году, открывая том поэзии Чуковского в книжной серии «Новая библиотека поэта» биограф Корнея Ивановича М. Петровский утверждал: «...Самоучка со стихийным теоретическим чутьем, Чуковский в своей эссеистической критике... разработал такие аналитические подходы и приемы, которые позднее назовут структурными. Он был структуралистом задолго до структурализма (или, если угодно, „формалистом“ до „русского формализма“). Первооткрывательство Чуковского в этой области (да и в некоторых других) было недопонято и недооценено...»

Читает ведущий научный сотрудник ГМИРЛИ имени В. И. Даля, заведующий исследовательским сектором истории писательского городка Переделкино Павел Крючков.

Стоимость: 350 руб.

Купить билет

Справки, заказ экскурсий: +7 495 695-53-08

Дом-музей К. И. Чуковского
Переделкино, ул. Серафимовича, 3