АФИША
Читательский клуб «Достоевский»
Роман «Бесы» — самое политическое и религиозное произведение Достоевского. Как известно, бесами писатель назвал революционеров своего времени, членов террористического кружка «Народная расправа», которые, исходя из идей «Катехизиса революционера», оправдывали любой аморализм, если он служит целям революции. Достоевский увидел в этом страшную подмену христианского катехизиса: «если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства» (15, с. 198). Поэтому всех героев своего романа он словно проверяет: «Како веруеши, али вовсе не веруеши» (14, с. 213). Здесь важен и первый вопрос «как веруешь», проверяющий силу и степень веры, и второй, выявляющий полное безверие.
На заседании читательского клуба будет обсуждаться глава «У Тихона», имеющая драматическую судьбу. Как известно, редактор журнала «Русский вестник» Михаил Катков не разрешил ее печатать. Нет ее и в первом прижизненном издании. Компенсируя пропущенную главу, автор вынужден был внести изменения в структуре романа. Об этой главе узнали, когда А. Г. Достоевская в 1906 году опубликовала ее рукописный вариант. В 1935 году ее включил в издание романа Л.П. Гроссман. В современных изданиях «Бесов» глава «У Тихона» фигурирует в двух вариантах: или в самом тексте, или в приложении к нему. Как считает профессор В.Н. Захаров, текстологическая судьба романа еще не имеет окончательного завершения. В любом случае, «контекст и замысел больше текста романа».
О том, как содержание 9 главы определило эти драматические издательские коллизии, будут говорить члены читательского клуба, которые соберутся в Московском доме Достоевского.
Вход свободный.
Музейный центр «Московский дом Ф. М. Достоевского»
ул. Достоевского, 2
Роман «Бесы» — самое политическое и религиозное произведение Достоевского. Как известно, бесами писатель назвал революционеров своего времени, членов террористического кружка «Народная расправа», которые, исходя из идей «Катехизиса революционера», оправдывали любой аморализм, если он служит целям революции. Достоевский увидел в этом страшную подмену христианского катехизиса: «если исказишь Христову веру, соединив ее с целями мира сего, то разом утратится и весь смысл христианства» (15, с. 198). Поэтому всех героев своего романа он словно проверяет: «Како веруеши, али вовсе не веруеши» (14, с. 213). Здесь важен и первый вопрос «как веруешь», проверяющий силу и степень веры, и второй, выявляющий полное безверие.
На заседании читательского клуба будет обсуждаться глава «У Тихона», имеющая драматическую судьбу. Как известно, редактор журнала «Русский вестник» Михаил Катков не разрешил ее печатать. Нет ее и в первом прижизненном издании. Компенсируя пропущенную главу, автор вынужден был внести изменения в структуре романа. Об этой главе узнали, когда А. Г. Достоевская в 1906 году опубликовала ее рукописный вариант. В 1935 году ее включил в издание романа Л.П. Гроссман. В современных изданиях «Бесов» глава «У Тихона» фигурирует в двух вариантах: или в самом тексте, или в приложении к нему. Как считает профессор В.Н. Захаров, текстологическая судьба романа еще не имеет окончательного завершения. В любом случае, «контекст и замысел больше текста романа».
О том, как содержание 9 главы определило эти драматические издательские коллизии, будут говорить члены читательского клуба, которые соберутся в Московском доме Достоевского.
Вход свободный.
Музейный центр «Московский дом Ф. М. Достоевского»
ул. Достоевского, 2