АФИША

Сквозь толщу катастрофы: «Мое любимое Хрущево явилось, открылось для всех, просияло»

Дом-музей Б.Л. Пастернака

Адрес
Москва, поселение Внуковское, пос. Переделкино, ул. Павленко, д. 3
«Новопеределкино»
График работы
Вт, Ср, Чт, Пт, Сб, Вс 11:00–18:00 (касса до 17:30)
ПН Выходной день

Усадьба и дача в судьбе Михаила Пришвина в годы Первой мировой и Второй мировой войн

Доклад Елены Юрьевны Кнорре посвящена усадебному и дачному мифу как форме жизнетворчества Михаила Пришвина в кризисные годы войны.

Уже в дневниках 1914–1916 годов сны о родном Хрущево открывают «новое в очевидном»: сквозь «завесу бытия», «ширму войны» Пришвин видит пути творчества мира. Аллюзии к Аврелию Августину (различение града земного и града Божьего) определяют проективное видение усадьбы в произведениях М. М. Пришвина 1914-1940-х гг.: усадебно-дачная жизнь — это не только погружение в ностальгию по утраченному прошлому, своеобразный эскапизм в катастрофическое время войны, но и осознанное «творческое поведение», «жизненная практика», которая мобилизует человека в кризисный период истории, пробуждая «родственное внимание» и сострадание к «Другому», объединяет людей в «невидимую общность», «мiр», «град Божий», преодолевая стихийные, разрушительные силы войны внутри и вовне человека.

Елена Юрьевна Кнорре — к. филол. наук, ст. научный сотрудник Института мировой литературы имени А. М. Горького РАН; доцент кафедры философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

 Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-18-00051: «Усадьба и дача в русской литературе XX–XXI вв.: судьбы национального идеала»)

Вход свободный.

Дом-музей Б. Л. Пастернака
Переделкино, ул. Павленко, 3

Усадьба и дача в судьбе Михаила Пришвина в годы Первой мировой и Второй мировой войн

Доклад Елены Юрьевны Кнорре посвящена усадебному и дачному мифу как форме жизнетворчества Михаила Пришвина в кризисные годы войны.

Уже в дневниках 1914–1916 годов сны о родном Хрущево открывают «новое в очевидном»: сквозь «завесу бытия», «ширму войны» Пришвин видит пути творчества мира. Аллюзии к Аврелию Августину (различение града земного и града Божьего) определяют проективное видение усадьбы в произведениях М. М. Пришвина 1914-1940-х гг.: усадебно-дачная жизнь — это не только погружение в ностальгию по утраченному прошлому, своеобразный эскапизм в катастрофическое время войны, но и осознанное «творческое поведение», «жизненная практика», которая мобилизует человека в кризисный период истории, пробуждая «родственное внимание» и сострадание к «Другому», объединяет людей в «невидимую общность», «мiр», «град Божий», преодолевая стихийные, разрушительные силы войны внутри и вовне человека.

Елена Юрьевна Кнорре — к. филол. наук, ст. научный сотрудник Института мировой литературы имени А. М. Горького РАН; доцент кафедры философии и религиоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

 Исследование выполнено в ИМЛИ РАН за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-18-00051: «Усадьба и дача в русской литературе XX–XXI вв.: судьбы национального идеала»)

Вход свободный.

Дом-музей Б. Л. Пастернака
Переделкино, ул. Павленко, 3