АФИША

Цикл лекций «Классика сквозь призму современного романа»

Музейный центр «Зубовский, 15»

Адрес
Москва, Зубовский бульвар, д. 15, строение 1
«Парк культуры»
График работы
ВТ, ПТ, СБ, ВС 11:00–18:00 (касса до 17:30)
СР, ЧТ 11:00–21:00 (касса до 20:30)
ПН Выходной день

Второй сезон. «Археология будущего»

1 марта, 15 марта, 29 марта, 19 апреля, 26 апреля 2023 г.

Лектор: Сергей Шаулов

Литературный интерес к теме апокалипсиса (а также пред- и пост-апокалипсиса) всегда обостряется во времена, когда история несётся вскачь и останавливаться не планирует. Собственно, и «Откровение» Иоанна, первое «авторское» произведение в этом жанре, родилось в начале долгого конца Римской империи и античного мира. Неизвестность будит страхи и провоцирует фантазию. Но самым фантастическим цветам для роста требуется все-таки почва.

На какой почве вырастают апокалипсисы нашего времени, на какие классические тексты и имена опираются современные литераторы в своих «воспоминаниях о будущем», мы выясним в очередном цикле лекций в рамках программы «Классика сквозь призму современного русского романа».
Цикл лекций прочтет Сергей Шаулов, заведующий отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом-музей М. Ю. Лермонтова», кандидат филологических наук, автор статей, учебных пособий и книг по истории русской литературы, постоянный ведущий лектория.

Стоимость:
— 1250 (Одна тысяча двести пятьдесят) рублей за цикл (5 лекций)

Купить абонемент

— 350 (Триста пятьдесят) рублей за одну лекцию.

Адрес: Зубовский бульвар д. 15, с.1


1 марта 2023, 19:00
Постистория одного города («S. N. U. F. F» Виктора Пелевина)

Этот роман — не самая «зачитанная» вещь позднего Пелевина. В том, что называется «структурой» он, в целом, схож с другими его романами последних десятилетий: герой, мыслящий цитатами, полуабстрактная любовь во вполне материальных телесных подробностях, много философствования и виртуозная авторская гимнастика на тонкой грани между мистикой и психоанализом.

Есть, впрочем, одно важное отличие. Катастрофический личный сюжет героя здесь совмещен с катастрофой мира, в котором этот герой существует. Точнее, одного города, в котором для героя замыкается мир. Летающего города. На этом месте анонс стоит остановить, поскольку начинается уже лекция. Летающий город — образ со слишком большой исторической памятью. С него мы и начнем разговор о литературных корнях пелевинской антиутопии (Щедрина и его нелетающий город Глупов, впрочем, не забываем держать в уме).

Купить билет


15 марта 2023, 19:00
Франсуа Рабле наносит ответный удар (Гротеск в современной литературной футурологии)

Будущее всегда представляется странным, удивительным и немного (как минимум) ужасным. Три романа В. Сорокина — «Теллурия», «Манарага» и «Доктор Гарин» — образуют картину гротескного (странно-удивительно-ужасного) будущего. По этому же маршруту движутся и многие другие участники современного литературного процесса. Подобное единодушие само по себе выглядит слегка гротескно и явно требует объяснения. Почему фантазии в стиле Франсуа Рабле так востребованы литературной футурологией? И почему эти прозрения и умозрения у самых разных писателей оказываются так похожи?

...Может быть, потому что наступившее будущее превращается в будни. Все, что казалось до невозможности удивительным, вдруг получает разумное объяснение. Жизненные странности оказываются продолжением современных обыденностей, а литературные фантазии — всего лишь метафорами реальных нелепостей. Потому, видимо, современные гротески при погружении в них кажутся все-таки скучнее раблезианских. Или все-таки только кажутся? Будем сравнивать.

Купить билет


29 марта 2023, 19:00
От чего мы почти все умрем? (Супервирусы и суперэпидемии в жизни и литературе)

Быстро ушедшая на задний новостной план тема всемирной болезни вообще-то стала первой реальной новостью третьего десятилетия нашего века. Ее предсказывали весь ХХ век десятки русских и зарубежных писателей. В подсознании европейской литературы еще сохраняется память о средневековой чуме. Корона современного вируса оказалась не такой величественной, страхи быстро и «естественно» вросли в повседневность.

В этом смысле наиболее точным предсказанием ближайшего будущего оказался роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» (2016). Забавно, что как раз Сальников ничего не пытался предсказывать: сочетание страха, скуки и бреда, вошедшее в нашу жизнь вместе с коронавирусом, явно «написалось само». Он, впрочем, в этом не одинок (в современной литературе никто не одинок и никто не первопроходец). О его спутниках и предшественниках в литературе последних десятилетий мы тоже поговорим. В итоге же — попытаемся понять, чем грипп и коронавирус отличаются (если отличаются) от чумы и холеры прошлых литературных эпох.

Купить билет


19 апреля 2023, 19:00
Природа против! (Экологические сюжеты в современной апокалиптике)

Почти забытая прогрессивной общественностью Грета Тунберг сама немного напоминала гротескную футурологическую фантазию. Это, впрочем, не означает, что экологические страшилки стали менее важны и реальны. С другой стороны, литературная футурология как-то незаметно убрала экологическую катастрофу из списка актуальных угроз человечеству (уж не потому ли, что эта катастрофа уже началась?)

Экологическая проблематика стала как бы фоном всех фантазий о близком и далеком будущем. Или, скорее, — метафорой. В отношениях человека и природы, прошлых, настоящих и будущих, возможных и невозможных стало возможно разглядеть что-то важное и необычное о самом человеке. Насколько новы эти метафоры в романах нескольких современных русских романистов (А. Рубанова, Ш. Идиатуллина и еще кого найдем) посмотрим в предпоследней лекции цикла.

Купить билет


26 апреля 2023, 19:00
По ту сторону будущего («После конца» Юрия Мамлеева)

Может ли история продолжиться после своего официального конца? Будет ли признано естественным очевидное для всех сверхъестественное? Наконец, как описать поле последней битвы после того, как она закончилась и армии Света и Тьмы разошлись по своим казармам? Сама постановка такой задачи абсурдна, но поскольку абсурд для человека последних полутора веков стал обыденностью, то роман с ответами на эти вопросы обязан был появиться.

Постисторическое зазеркалье, в которое вводит читателя Мамлеев, кажется смутно знакомым. В нем смешаны обрывки классического европейского эпоса, сюжеты политических детективов, литературные типажи прошлых веков, нарушенные и демонстративно удовлетворенные читательские ожидания. Пропорции этой смеси и ее итоговый вкус — предмет нашего разговора на последней лекции цикла.

Купить билет

Второй сезон. «Археология будущего»

1 марта, 15 марта, 29 марта, 19 апреля, 26 апреля 2023 г.

Лектор: Сергей Шаулов

Литературный интерес к теме апокалипсиса (а также пред- и пост-апокалипсиса) всегда обостряется во времена, когда история несётся вскачь и останавливаться не планирует. Собственно, и «Откровение» Иоанна, первое «авторское» произведение в этом жанре, родилось в начале долгого конца Римской империи и античного мира. Неизвестность будит страхи и провоцирует фантазию. Но самым фантастическим цветам для роста требуется все-таки почва.

На какой почве вырастают апокалипсисы нашего времени, на какие классические тексты и имена опираются современные литераторы в своих «воспоминаниях о будущем», мы выясним в очередном цикле лекций в рамках программы «Классика сквозь призму современного русского романа».
Цикл лекций прочтет Сергей Шаулов, заведующий отделом ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом-музей М. Ю. Лермонтова», кандидат филологических наук, автор статей, учебных пособий и книг по истории русской литературы, постоянный ведущий лектория.

Стоимость:
— 1250 (Одна тысяча двести пятьдесят) рублей за цикл (5 лекций)

Купить абонемент

— 350 (Триста пятьдесят) рублей за одну лекцию.

Адрес: Зубовский бульвар д. 15, с.1


1 марта 2023, 19:00
Постистория одного города («S. N. U. F. F» Виктора Пелевина)

Этот роман — не самая «зачитанная» вещь позднего Пелевина. В том, что называется «структурой» он, в целом, схож с другими его романами последних десятилетий: герой, мыслящий цитатами, полуабстрактная любовь во вполне материальных телесных подробностях, много философствования и виртуозная авторская гимнастика на тонкой грани между мистикой и психоанализом.

Есть, впрочем, одно важное отличие. Катастрофический личный сюжет героя здесь совмещен с катастрофой мира, в котором этот герой существует. Точнее, одного города, в котором для героя замыкается мир. Летающего города. На этом месте анонс стоит остановить, поскольку начинается уже лекция. Летающий город — образ со слишком большой исторической памятью. С него мы и начнем разговор о литературных корнях пелевинской антиутопии (Щедрина и его нелетающий город Глупов, впрочем, не забываем держать в уме).

Купить билет


15 марта 2023, 19:00
Франсуа Рабле наносит ответный удар (Гротеск в современной литературной футурологии)

Будущее всегда представляется странным, удивительным и немного (как минимум) ужасным. Три романа В. Сорокина — «Теллурия», «Манарага» и «Доктор Гарин» — образуют картину гротескного (странно-удивительно-ужасного) будущего. По этому же маршруту движутся и многие другие участники современного литературного процесса. Подобное единодушие само по себе выглядит слегка гротескно и явно требует объяснения. Почему фантазии в стиле Франсуа Рабле так востребованы литературной футурологией? И почему эти прозрения и умозрения у самых разных писателей оказываются так похожи?

...Может быть, потому что наступившее будущее превращается в будни. Все, что казалось до невозможности удивительным, вдруг получает разумное объяснение. Жизненные странности оказываются продолжением современных обыденностей, а литературные фантазии — всего лишь метафорами реальных нелепостей. Потому, видимо, современные гротески при погружении в них кажутся все-таки скучнее раблезианских. Или все-таки только кажутся? Будем сравнивать.

Купить билет


29 марта 2023, 19:00
От чего мы почти все умрем? (Супервирусы и суперэпидемии в жизни и литературе)

Быстро ушедшая на задний новостной план тема всемирной болезни вообще-то стала первой реальной новостью третьего десятилетия нашего века. Ее предсказывали весь ХХ век десятки русских и зарубежных писателей. В подсознании европейской литературы еще сохраняется память о средневековой чуме. Корона современного вируса оказалась не такой величественной, страхи быстро и «естественно» вросли в повседневность.

В этом смысле наиболее точным предсказанием ближайшего будущего оказался роман Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него» (2016). Забавно, что как раз Сальников ничего не пытался предсказывать: сочетание страха, скуки и бреда, вошедшее в нашу жизнь вместе с коронавирусом, явно «написалось само». Он, впрочем, в этом не одинок (в современной литературе никто не одинок и никто не первопроходец). О его спутниках и предшественниках в литературе последних десятилетий мы тоже поговорим. В итоге же — попытаемся понять, чем грипп и коронавирус отличаются (если отличаются) от чумы и холеры прошлых литературных эпох.

Купить билет


19 апреля 2023, 19:00
Природа против! (Экологические сюжеты в современной апокалиптике)

Почти забытая прогрессивной общественностью Грета Тунберг сама немного напоминала гротескную футурологическую фантазию. Это, впрочем, не означает, что экологические страшилки стали менее важны и реальны. С другой стороны, литературная футурология как-то незаметно убрала экологическую катастрофу из списка актуальных угроз человечеству (уж не потому ли, что эта катастрофа уже началась?)

Экологическая проблематика стала как бы фоном всех фантазий о близком и далеком будущем. Или, скорее, — метафорой. В отношениях человека и природы, прошлых, настоящих и будущих, возможных и невозможных стало возможно разглядеть что-то важное и необычное о самом человеке. Насколько новы эти метафоры в романах нескольких современных русских романистов (А. Рубанова, Ш. Идиатуллина и еще кого найдем) посмотрим в предпоследней лекции цикла.

Купить билет


26 апреля 2023, 19:00
По ту сторону будущего («После конца» Юрия Мамлеева)

Может ли история продолжиться после своего официального конца? Будет ли признано естественным очевидное для всех сверхъестественное? Наконец, как описать поле последней битвы после того, как она закончилась и армии Света и Тьмы разошлись по своим казармам? Сама постановка такой задачи абсурдна, но поскольку абсурд для человека последних полутора веков стал обыденностью, то роман с ответами на эти вопросы обязан был появиться.

Постисторическое зазеркалье, в которое вводит читателя Мамлеев, кажется смутно знакомым. В нем смешаны обрывки классического европейского эпоса, сюжеты политических детективов, литературные типажи прошлых веков, нарушенные и демонстративно удовлетворенные читательские ожидания. Пропорции этой смеси и ее итоговый вкус — предмет нашего разговора на последней лекции цикла.

Купить билет