АФИША

Художник-благовестник. Презентация альбома к 85-летию Виталия Линицкого

Музейный центр
«Московский дом Достоевского»

Адрес
Москва, ул. Достоевского, д. 2
«Достоевская»
График работы
ВТ, ПТ, СБ, ВС 11:00–18:00 (касса до 17:30)
СР, ЧТ 11:00–21:00 (касса до 20:30)
ПН Выходной день

Презентация книги-альбома «Свет немеркнущий и преображающий». В. Линицкий. Живопись. Графика. К 85-летию художника. К 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского. Автор-составитель Г. Б. Пономарева. М.: Жизнь и мысль, 2019.

«В эпоху антирелигиозного официоза он открыто заявлял о себе как религиозный художник, тем самым продолжая путь, на который вступил еще студентом в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова (МГАХИ). Он в качестве дипломной работы в двух вариантах представил иллюстративные циклы к „Братьям Карамазовым“ и „Белым ночам“ (1960—1961 гг.) Достоевского. Затем последовало обращение к „Бедным людям“, „Сну смешного человека“, „Униженным и оскорбленным“. Достоевский тогда и всегда оказывал на В. Линицкого особое воздействие, формируя мировоззренчески. У Линицкого-иллюстратора мир Достоевского предстает в полноте бытия, с „мирами иными“. Черный и белый цвет, передающий и свет, и сиянье, и тьму, в этих графических листах становится глубоко онтологичен. И он передает противостояние метафизических сил в человеке: „Здесь дьявол с Богом борются, а поле битвы — сердца людей“, по Достоевскому. Незримое дано зримо. Метафизическая глубина заключена и в написанных художником на протяжении десятилетий (1960 — 2000ые гг.) портретах писателя как „реалиста в высшем смысле“.
<…>
„В понимании спектра я опирался на святоотеческую литературу и традицию двухцветных (сине-красных) нимбов на византийских и древнерусских образах. Спектр как разложенный белый свет есть символический синоним золота в иконе, Бог как Свет, живой нимб Благодати“, — так художник ведет к своему решению религиозной проблемы искусства. Главные живописные циклы В. Линицкого: „Времена года“, „Апокалипсис“, „Божественная литургия“ (1960—2000 гг.). В этих циклах наиболее реализовались образы христианства, литургики, аскетики, образы, создаваемые художником на протяжении жизни. С циклом „Божественная литургия“ Линицкий, переводя на изобразительный язык храмовое действо, заключающее, по Флоренскому, преображающую силу белого Фаворского Света, оказывается первооткрывателем».
Г. Б. Пономарева

Участвуют: Р. В. Багдасаров, религиовед; И. Л. Бражников, д. ф. н. профессор МПГУ; В. П. Головина, сотрудник Государственной Третьяковской галереи; Е. В. Грибоносова-Гребнева, кандидат искусствоведения, МГУ имени М. В. Ломоносова, ген. директор «Ассоциации искусствоведов»; Г. Б. Пономарева, к. ф. н., заслуженный работник культуры РФ, в. н. с. отдела ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Музей-квартира Ф. М. Достоевского»; Е. В. Степанян-Румянцева, к. ф. н., член «Ассоциации искусствоведов», редактор альманаха «Панорама искусств»; А. К. Флорковская, доктор искусствоведения, зав. кафедрой теории и истории искусств МГХАИ имени В. И. Сурикова, член-корреспондент РАХ.

Вход свободный

ул. Достоевского, 2
+7 495 681-10-85

Презентация книги-альбома «Свет немеркнущий и преображающий». В. Линицкий. Живопись. Графика. К 85-летию художника. К 200-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского. Автор-составитель Г. Б. Пономарева. М.: Жизнь и мысль, 2019.

«В эпоху антирелигиозного официоза он открыто заявлял о себе как религиозный художник, тем самым продолжая путь, на который вступил еще студентом в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова (МГАХИ). Он в качестве дипломной работы в двух вариантах представил иллюстративные циклы к „Братьям Карамазовым“ и „Белым ночам“ (1960—1961 гг.) Достоевского. Затем последовало обращение к „Бедным людям“, „Сну смешного человека“, „Униженным и оскорбленным“. Достоевский тогда и всегда оказывал на В. Линицкого особое воздействие, формируя мировоззренчески. У Линицкого-иллюстратора мир Достоевского предстает в полноте бытия, с „мирами иными“. Черный и белый цвет, передающий и свет, и сиянье, и тьму, в этих графических листах становится глубоко онтологичен. И он передает противостояние метафизических сил в человеке: „Здесь дьявол с Богом борются, а поле битвы — сердца людей“, по Достоевскому. Незримое дано зримо. Метафизическая глубина заключена и в написанных художником на протяжении десятилетий (1960 — 2000ые гг.) портретах писателя как „реалиста в высшем смысле“.
<…>
„В понимании спектра я опирался на святоотеческую литературу и традицию двухцветных (сине-красных) нимбов на византийских и древнерусских образах. Спектр как разложенный белый свет есть символический синоним золота в иконе, Бог как Свет, живой нимб Благодати“, — так художник ведет к своему решению религиозной проблемы искусства. Главные живописные циклы В. Линицкого: „Времена года“, „Апокалипсис“, „Божественная литургия“ (1960—2000 гг.). В этих циклах наиболее реализовались образы христианства, литургики, аскетики, образы, создаваемые художником на протяжении жизни. С циклом „Божественная литургия“ Линицкий, переводя на изобразительный язык храмовое действо, заключающее, по Флоренскому, преображающую силу белого Фаворского Света, оказывается первооткрывателем».
Г. Б. Пономарева

Участвуют: Р. В. Багдасаров, религиовед; И. Л. Бражников, д. ф. н. профессор МПГУ; В. П. Головина, сотрудник Государственной Третьяковской галереи; Е. В. Грибоносова-Гребнева, кандидат искусствоведения, МГУ имени М. В. Ломоносова, ген. директор «Ассоциации искусствоведов»; Г. Б. Пономарева, к. ф. н., заслуженный работник культуры РФ, в. н. с. отдела ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Музей-квартира Ф. М. Достоевского»; Е. В. Степанян-Румянцева, к. ф. н., член «Ассоциации искусствоведов», редактор альманаха «Панорама искусств»; А. К. Флорковская, доктор искусствоведения, зав. кафедрой теории и истории искусств МГХАИ имени В. И. Сурикова, член-корреспондент РАХ.

Вход свободный

ул. Достоевского, 2
+7 495 681-10-85