24 ноября 2018 в Музее-квартире Ф. М. Достоевского прошел вечер «60 лет в Музее Достоевского». Его главным героем стала старейший сотрудник этого музея, заслуженный работник культуры, кандидат филологических наук Галина Борисовна Пономарева. Она представила свою книгу «Достоевский: я занимаюсь этой тайной» (М.: Русскiй миръ, 2016, 2018) и альбом-каталог «Достоевский, мировая литература и религия в искусстве художника В. Линицкого» (М.: Русскiй миръ, 2018). Вел вечер д.ф.н., зав. кафедрой зарубежной литературы Литературного института им. А. М. Горького, профессор Борис Николаевич Тарасов.
Г. Б. Пономарёва в своем выступлении говорила о том, как она, еще будучи студенткой МГУ, стала заниматься Достоевским, как пришла в музей. Она высказала своё убеждение, что Достоевский — православный писатель; что национальная идея России, по Достоевскому, неотделима от православия, от идеи Москвы — «Третьего Рима», что до сих пор не было прочитано в Достоевском
.
В своем выступлении Галина Борисовна попыталась ответить и на вопрос о том, нужен ли сегодня Достоевский. С одной стороны, сегодня люди перестают читать, отчуждены от «цветущей сложности» (К. Леонтьев), заключённой в феномене Достоевского, у молодежи клиповое мышление, которому недоступно смысловое, образное богатство писателя. С другой, Достоевский уникально необходим, приближен к нам, он поднимает проблемы, стоящие перед Россией и в современности. Наверное, поэтому за последние годы создано такое большое количество спектаклей и кинофильмов по его произведениям. О важности — не только для достоевистики — трудов Г. Б. Пономаревой заявил президент Международного общества Ф. М. Достоевского, д.ф.н. Владимир Николаевич Захаров. А с кратким анализом книги Г. Б. Пономаревой «Достоевский: я занимаюсь этой тайной» в философском и религиозном ракурсе идей писателя выступил д.ф.н., проф., проректор по научной деятельности Московского государственного института культуры А. Н. Ужанков. Он отметил, что книга Г. Б. Пономарёвой обращена к корням русской духовности. Многие гости вечера отмечали искусство Г. Б. Пономаревой писать свои книги так, что они понятны и мало просвещенной молодежи и специалистам-филологам.
После научных выступлений наступило время музыки. Пианист и дирижер, ассистировавший Г. Н. Рождественскому в Большом театре во время мировой премьеры первой редакции оперы С. С. Прокофьева «Игрок» (по мотивам повести Ф. М. Достоевского), состоявшейся в 2001 году, С. Д. Дъяченко исполнил музыкальные произведения любимых композиторов юбиляра: Баха и Шопена. При этом состоялся любопытный диалог Г. Б. Пономарёвой и С. Д. Дъяченко по поводу оценки Достоевским музыки Шопена. А завершился вечер показом графических и живописных работ В. Линицкого с научным комментарием Г. Б. Пономаревой. Этот художник — настоящий реалист и в то же время религиозный символист, который даёт зримый эквивалент метафизичности Достоевского. Присутствовавший на вечере заместитель директора Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина по научно-просветительской деятельности А. М. Рубцов предложил провести в залах театрального музея выставку работ В. Линицкого и на ней провести презентацию каталога работ этого художника, выпущенного под редакцией Г. Б. Пономаревой.
Константин Чупринин
Фото: © Иван Бевз