Новости
Книжный Talk. «Всё решает характер. И талант, конечно»
2 февраля 2015
Вечером 20 января в Музее Серебряного века был аншлаг. На презентации книги Сергея Чупринина «Критика — это критики. Версия 2.0» (М.: Время, 2015) собрались писатели, преподаватели высшей и средней школы, журналисты, студенты гуманитарных вузов. А главное – коллеги автора по профессии, среди которых и Андрей Турков, недавно отметивший свое 90-летие, и совсем еще молодые критики, только пробующие свои силы.
«Это поразительно! – воскликнул директор ГЛМ Дмитрий Бак. – Критика вроде бы умерла. Но, с другой стороны, никогда еще в музейном пространстве не собиралось такое созвездие талантливых, авторитетных мастеров нашего цеха».
Представляя свой новый труд, Сергей Чупринин напомнил, что это, собственно говоря, сборник, в который вошли две книги. Одна, написанная и впервые изданная еще 25 лет назад, посвящена классикам литературно-критической мысли второй половины XX века, а другая, рассказывающая о самых ярких современных критиках, создана только что. Но центральная мысль автора осталась неизменной: критика – это такая же неотъемлемая и важная часть литературы, как поэзия, проза или драматургия. Критик, по мнению автора, прежде всего писатель. Поэтому, отвечая на один из многочисленных вопросов, по каким критериям выбирались персонажи его портретной галереи, Сергей Чупринин ответил: «Все решает характер. И талант, конечно. В первую очередь писательский талант. Тогда этого автора интересно читать и с ним интересно спорить». И поэтому же в качестве бонуса каждый очерк сопровождают постскриптумы, где герои книги высказывают свои мнения о том, похожими ли получились их «портреты».
И мнения эти, разумеется, очень разные, поскольку зеркало, как заметил автор книги, льстит не всегда и льстит не каждому. Так что и спор на вечере тоже был жарким, хотя и неизменно взаимно уважительным. В зале то и дело вспыхивал смех, и это не удивительно, ведь настоящая критика, по меткому наблюдению профессора МГУ Владимира Новикова, всегда должна колкой и парадоксальной. В остром споре о смене поколений в литературной критике сошлись профессор Высшей школы экономики Андрей Немзер и совсем еще молодая, но уже удостоенная персонального портрета в этой книге Валерия Пустовая. Энергичные реплики, разогревавшие дискуссию, подавали прозаик Анатолий Курчаткин, критик Мария Ремизова, поэт Валентин Резник. С удовольствием услышали собравшиеся рассказ редактора издательства «Время» Татьяны Тимаковой о том, как ей работалось над этой книгой. Про начало 90-х годов и про то, как критики тогда скандалили в печати, но дружили в жизни ностальгически вспомнил Павел Басинский, гораздо более известный сегодня как автор фундаментальных книг о Льве Толстом. Тайнами профессионального мастерства поделился с молодежью прирожденный парадоксалист Лев Аннинский. Об остроумии автора представленной книги и об отсутствии в ней какой бы то ни было апологетики темпераментно говорила на вечере Ирина Роднянская. Культуролог и искусствовед Ольга Балла отметила точность психологических характеристик всех героев этого издания.
В конце же вечера все гости хором стали советовать Сергею Ивановичу продолжить его книгу и рассказать в ней о других, может быть, не менее ярких людях, берущихся за перо. А Дмитрий Бак с подачи старшего научного сотрудника ГЛМ Павла Фокина предложил всем героям книги «Критика – это критики. Версия 2.0.» оставить в ней свои автографы и превратить тем самым это издание в музейный артефакт.