Новости

В «Гараже» читают Алексея Иванова

13 октября 2016

Восьмого октября Музей современного искусства «Гараж» впервые стал площадкой для «17-ой страницы», проекта популяризации книг российских авторов, который «Редакция Елены Шубиной» проводит при поддержке Государственного литературного музея.

И здесь снова нужно сказать «впервые». Роль чтеца, поскольку все заявленные гости прийти либо не смогли, либо сильно опаздывали, пришлось взять на себя самой Елене Шубиной. А она, хоть и читает по три раза каждую рукопись, выпускаемую ее редакцией, но с публичным чтением вслух выступает крайне редко. Правда, стоило только нескольким слушателям угадать произведение – роман Алексея Иванова «Ненастье» – как в зал буквально ворвался музыкант, рэпер, лидер группы 25/17 Андрей Бледный, приглашённый на роль чтеца. Именно на его долю пришлись отрывки о войне в Афганистане и о бандитских разборках в «лихие» 90-е годы. Сам роман, напомним, состоит из трех условных частей, в каждой из которых действует один и тот же герой. Там вообще многое накручено – от детективного сюжета про ограбление банка до мощной любовной линии.

Разговор о прочитанном, который, как обычно, вела Татьяна Стоянова, в этот раз получился очень ярким и разноплановым. Если мужчины в аудитории в основном говорили о суровой правде войны и восхищались умением автора эту реальность точно описать, то женской половине зала ближе оказались отрывки,  где есть лиричные описания природы и человеческих взаимоотношений. Следует отметить, что Андрей Бледный и его музыкальный коллектив исполняют одну из главных ролей в спектакле «Обитель. 16 рота» (поставленном по мотивам одноименного романа Захара Прилепина и идущем при поддержке Гослитмузея в Москве), поэтому в своих комментариях он не раз возвращался к книгам Прилепина, в том числе посвященным войне в Чечне. Обсуждаемый роман Алексея Иванова музыкант целиком еще не читал, зато ему знакомы «Сердце Пармы» и другие произведения этого автора, впечатлениями о которых он и поделился с аудиторией.

Зашла на вечере речь и о том, почему именно сейчас современные писатели стали осмыслять в своих романах эпоху 90-х и есть ли уже качественные произведения о 2000-х. Елена Шубина напомнила, что для создания романа, большой повествовательной формы о любой эпохе, нужно, чтобы с момента ее окончания прошло, как минимум, десять или двадцать лет. С конца ХХ века этот временной интервал уже преодолен, поэтому можно удивляться, что глубоких произведений об этом периоде российской истории пока совсем немного, а про Миллениум так и вообще почти нет.

Закончился же этот разговор о литературе раздачей подарков наиболее активным читателям, которые задали самые важные вопросы гостю или смогли проанализировать ситуацию и подвести некоторые итоги состоявшей дискуссии.        

Константин Чупринин