Новости

Международная научная конференция «Феномен Чехова: Серебряный век между классикой и модернизмом (к 165-летию со дня рождения писателя)»

16 июня 2025

26—28 июня 2025 года в Москве и в Мелихове пройдёт Международная научная конференция «Феномен Чехова: Серебряный век между классикой и модернизмом (к 165-летию со дня рождения писателя)». Организаторами конференции выступают Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук; Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля; Чеховская комиссия Научного совета «История мировой культуры» Российской академии наук; Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово».

Творчество А. П. Чехова развивалось на изломе времен. С одной стороны, оно стало частью великой классики и, подобно золотой осени, рифмуется с солнечной ясностью пушкинской прозы: «русская литература между Пущкиным и Чеховым представляет собой бесспорное единство» (Ю.М. Лотман); с другой — являет несомненные признаки онтологических зияний и катастрофических порывов Серебряного века, что рассматривалось его современниками как путь «от реализма к символизму» (Г.И. Чулков).

Смерть Чехова 2 (15) июля 1904 г. вызвала долгую волну рецепции его наследия как самоосознания русской культуры рубежа XIX—XX вв. в лице представителей обоих ее главных литературно-художественных течений — реалистического (А.М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.В. Амфитеатров, Ф.Д. Батюшков и др.) и модернистского (Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, А. Белый, Ф. Сологуб, А.А. Блок и др.). Религиозная философия увидела в «бытописателе русской жизни» поэта «мировой скорби», а в его произведениях — «великую проблему метафизического и религиозного сознания» (С.Н. Булгаков). Панэстетизм Серебряного века ценил Чехова как «жреца эстетической религии», «великого художника» (Г.И. Чулков). В преддверии революционных событий 1905—1907 гг. современники разглядели в его последних произведениях «Невеста» и «Вишневый сад» отказ от пессимистического миросозерцания 1880-х гг. и обращение к «чему-то новому, бодрому, жизнерадостному» (В. П. Альбов), а в их разгар ставили ему в заслугу зов на «дорогу без крови» (Ф.Д. Батюшков).

Мемуары и первые сборники памяти писателя стали вехами мировоззренческой и эстетической эволюции второй половины 1900-х — 1910-х гг., утверждали существование в литературе «школы Чехова» (А.И. Куприн, И.А. Бунин, Б.К. Зайцев, С.П. Подъячев, О.Н. Ольнем, К.А. Тренёв и др.). Но так как «Чехова разрывали на части всевозможные политические и литературные лагери: делали его позитивистом, социалистом, марксистом, народником, декадентом и даже мистиком» (Д.С. Мережковский), консенсус так и не был достигнут, загадка его гения осталась не решенной в рамках Серебряного века.

При этом, выйдя за границы русской культуры и своей эпохи, феномен Чехова в XX в. откликнулся в творческой судьбе ряда иностранных писателей: С. Цвейга (Австрия), Итало Звево (Италия), Х.Э. Суньиги (Испания), Э. Мунро (Канада), Х. Мураками (Япония), Дж. Барнса, О. Хаксли (Великобритания), Ш. Андерса, Р. Карвера (США) и многих др.

Основные проблемно-тематические направления конференции:

  • эстетические открытия Чехова-прозаика и Чехова-драматурга
  • реализм и натурализм в творчестве Чехова
  • модернистские тенденции в творчестве Чехова
  • личность Чехова на фоне эпохи рубежа XIX—XX вв. (биография, эго-документы)
  • мемуары и сборники памяти Чехова
  • Чехов и русские писатели рубежа XIX—XX вв. (взаимоотношения и взаимовлияния)
  • школа Чехова в русской литературе 1910–1920-х гг.
  • смерть Чехова в контексте Серебряного века
  • Чехов в литературно-критической рецепции Серебряного века
  • Чехов в религиозно-философской рецепции Серебряного века
  • Чехов в литературоведческих трудах первой трети XX в.
  • Чехов в эдиционной практике первой трети XX в.
  • феномен Чехова в литературе и театре XX в. в России и за рубежом
  • усадьба и дача в биографии и творчестве Чехова
Программа конференции