Новости

Названы программы-победители лаборатории по обучению работе с незрячими и слабовидящими посетителями в рамках проекта «Центр развития инклюзии в музеях»

10 марта 2025

Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля завершил образовательную лабораторию для работников музеев по обучению работе с незрячими и слабовидящими посетителями. Лаборатория является частью долгосрочного проекта «Центр развития инклюзии в музеях» и реализуется музеем при поддержке Фонда Потанина.

19 сотрудников 10 музеев из разных регионов России прошли 3-месячную образовательную программу. В ходе тренингов, семинаров и лекций они знакомились с методикой работы с незрячими и слабовидящими людьми и разработали собственные идеи новых программ для данной категории посетителей. На итоговом интенсиве в Санкт-Петербурге участники презентовали свои идеи.

«Центр развития инклюзии в музеях» в ходе одной лаборатории отбирает до 3 программ-победителей, которые получают дальнейшую финансовую и методическую поддержку. Члены экспертного жюри Центра высоко отметили каждую программу, дали свои комментарии и пожелания по возможному развитию идей. Жюри оценивало общую проработку и логичность содержания каждой программы, соответствие выбранных методов поставленным целям и задачам, включение в реализацию программ целевых аудиторий, устойчивость полученных результатов, возможность тиражирования полученного опыта на сообщество литературных и мемориальных музеев России.

Ксения Белькевич, зам. директора по развитию ГМИРЛИ имени В.И. Даля и куратор проекта «Центр развития инклюзии в музеях»:
«Итоговый отбор программ был очень непростым. Нас приятно удивило разнообразие идей и качество проработки материала. Адаптация временных выставок и постоянных экспозиций, исследование аудиторий, арт-лаборатории, создание новых сервисов и обустройство новых пространств в музее, переосмысление музейной коллекции, выход на новые партнерства, — все это современные подходы в работе с незрячими и слабовидящими посетителями, предложенные участниками лаборатории. Мы горячо поздравляем всех участников лаборатории и ответственно заявляем, что каждая идея заслуживает быть реализованной».

Список отобранных программ:

«Сад Добролюбовых». Дарья Макарычева, Ирина Логинова, Государственный литературно-мемориальный музей Н. А. Добролюбова, Нижний Новгород;

Творческая лаборатория «Ольфакторная прогулка в Музее истории религии». Наталия Кондратюк, Екатерина Фуганова, Ольга Кулакова, Государственный музей истории религии (Центр музейной инклюзии), Санкт-Петербург;

«Читателя найду в потомстве я…» к 225-летию Е. А. Боратынского (адаптация выставочного проекта для слабовидящих), Анна Стратанович, Михаил Гладышев, Музей-заповедник «Усадьба Мураново», Московская область;

«Пять встреч: городá и судьбы». Марина Белкина, Михаил Терехов, Хабаровский краевой музей имени Н. И. Гродекова, Хабаровск.

Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля искренне благодарит за активное участие в работе лаборатории:

Светлану Телицыну, незрячего эксперта по безбарьерной среде для людей с инвалидностью, юриста, соруководителя клуба владельцев собак-проводников;

Елизавету Гаврикову, художницу с инвалидностью, экспертка личного опыта, специалистка по доступности культурных пространств и мероприятий, активистка за права собак-проводников «Мудрый пёс»;

Ольгу Синицыну, независимого эксперта в области музейного и библиотечного развития, члена Президиума НП «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии»;

Ольгу Гончарову, зав. отделом социокультурных коммуникаций Русского музея;

Ирину Прохорову, директора Центра коммуникации и управления проектами Омского государственного педагогического университета;

Юлию Поцелуеву, руководителя ЦСИ «Музейный опыт», куратора образовательно-проектных лабораторий и практикумов;

Варвару Марченко, сотрудника Службы развития Эрмитажа;

Ксению Хинину, ведущего специалиста по научно-просветительской деятельности, служба «Виртуальный Русский музей»;

Александра Нехорошева, волонтера Русского музея.