Новости

В Петербурге состоялся семинар по проекту ГЛМ «Энциклопедия “Литературные музеи России”»

9 ноября 2015

21 октября 2015 г. в отделе Всероссийского музея А.С. Пушкина – Музее-усадьбе Г.Р. Державина состоялся научно-практический семинар, посвященный обсуждению словника энциклопедии «Литературные музеи России» – проекта Государственного литературного музея.

В семинаре приняли участие более 40 специалистов: сотрудники литературных музеев Петербурга, Ленинградской и других областей, исследователи-музееведы, аспиранты и студенты профильных кафедр СПбГИК и СПбГУ.

Организаторами семинара наряду с Государственным литературным музеем (ГЛМ) и Всероссийским музеем А.С. Пушкина (ВМП) стали Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Институт русской литературны (Пушкинский Дом) РАН, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (СПбГИК), Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). В состав оргкомитета вошли директор Института философии СПбГУ С.И. Дудник, директор музея Ахматовой в Фонтанном Доме Н.И. Попова, зав. Литературным музеем Пушкинского Дома Л.Г. Агамалян, музеологи Е.Н. Мастеница и А.А. Никонова

Вели семинар сопредседатели оргкомитета директор ГЛМ Д.П. Бак и директор ВМП С.М. Некрасов, а также зам. директора ГЛМ по научной работе Э.Д. Орлов.

Организаторы предложили участникам обсудить структуру и принципы формирования таких блоков словника, как статьи о музеях, о музейных деятелях и о базовых понятиях музеологии.

Работу семинара открыл С.М. Некрасов, обратившийся к его участникам с приветственным словом.

Д.П. Бак представил собравшимся проект как инициированный ГЛМ, осуществляемый под эгидой Минкультуры России и включенный в основные мероприятия Года литературы в России. Он рассказал об основных вехах уже пройденного пути и о том, что еще предстоит сделать, о значимости представляемой в энциклопедии профильной группы музеев (особенно для России), ее специфике, сложностях сбора и анализа необходимой информации, возможных подходах к решению задач содержательного характера.

Э.Д. Орлов напомнил о плодотворных обсуждениях концепции и словника энциклопедии летом 2015 г. – на XXXI Семинаре директоров литературных музеев им. Н.В. Шахаловой в Оренбурге и на круглом столе в Государственном музее А.С. Пушкина в Москве. По результатам этих научных встреч в словник внесены коррективы. В частности, решено с осторожностью подойти к статьям о школьных музеях, в обобщающей статье дав репрезентативную информацию об этой группе. Также было определено, что в процессе написания статей и получения информации станет понятно, какие музеи (в основном речь шла о частных собраниях) не могут считаться музеями и не будут представлены в энциклопедии. Э.Д. Орлов подчеркнул, что проект выявил с первых же шагов по его подготовке важную особенность: поскольку первоочередными представляются статьи о конкретных музеях и их истории, стало очевидным, что это не просто набор сведений, а фиксация типологических процессов в истории нашей страны.

Л.Г. Агамалян охарактеризовала проект как удачный, потому что в процессе его реализации возможно прояснить многие понятия, связанные с феноменом литературного музея, написать его историю и историю каждого музея (в контексте культуры нашей страны и конкретных мест, связанных с именами писателей), произвести «инвентаризацию» литературных музеев России, понять роль личности в их развитии. Она отметила, что словник значительно расширяет наше представление об их количестве и формах и побуждает к дальнейшему осмыслению музея и музееведческих понятий.

Е.Н. Мастеница проанализировала музееведческий блок словника в аспекте структуры музееведения как науки, включающей в себя историю, теорию и практику, и констатировала, что количество включенных в словник статей не избыточно, наоборот –необходимо и достаточно, однако требует истолкования применительно к литературным музеям и направлениям их деятельности. Она предложила дать статьи «классификация литературных музеев» (или включить эту тему в статью «литературный музей») и «музейное право», акцентировать внимание на комплектовании фондов литературных музеев, в статье «язык музея» раскрыть понятие «музейные тропы».

А.А. Никонова назвала проект масштабным, поблагодарила Е.А. Воронцову за «титанический труд» по составлению словника и осветила аспекты, раскрытие которых в энциклопедии сделает ее более актуальной и востребованной. Она поддержала идею обзорных статей по регионам, предложила поразмышлять об общем и особенном для мемориальных музеев писателей и других деятелей культуры, подчеркнула значимость «биографического пласта» и необходимость статей по менеджменту и маркетингу, поставила вопрос о дальнейшем развитии проекта (создание каталога музеев, Интернет-ресурса и т. д.).

А.В. Ильичев, основываясь на материалах словника, продемонстрировал значимость ВМП и задачи, которые нужно будет решить авторам статей этого блока и статей о музеях в целом.

Составитель словника, координатор проекта Е.А. Воронцова кратко охарактеризовала установки и использованные при составлении словника подходы (институциональный, административный, информационный, системный, научный), их эвристический потенциал, этапы работы по составлению словника, состояние дел на момент проведения семинара. Она адресовала авторов к теоретико-методологическим материалам: посвященной проекту рубрике в вып. 52 журнала «Диалог со временем» (концепция энциклопедии; статьи Д.П. Бака, Н.В. Корниенко и Д.С. Московской, Е.А. Воронцовой), к своим статьям, раскрывающим концептуальные основания проекта.

Энциклопедический проект также вызвал интерес коллег из Российской национальной библиотеки – Л.И. Новиковой (интернет-проект «Литературный мир России»), А.И. Раздорского (интернет-портал «Региональные энциклопедии»), Д.Н. Шилова, которые наметили пути для дальнейшего сотрудничества.