Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  Подробнее о музейных событиях
  4.  Между сном и явью. Завершилась выставка «Зона перехода»

Между сном и явью. Завершилась выставка «Зона перехода»

В Доме И. С. Остроухова с 25 мая по 25 июня 2018 года проходила выставка «Зона перехода. Состояние лиминальности». Она объединила на одной площадке художников, прозаиков, поэтов, дизайнеров, скульпторов, мастеров видеоарта, фотографов, философов из России, Латвии, Германии, США и других стран. Темой выставочного проекта стали сны и их интерпретация в культуре. Все участники выставки пытались показать зрителю, что они поняли (или не поняли), узнали (не узнали), почувствовали (не почувствовали), приходя на территорию снов и возвращаясь обратно.

В течение всей работы выставки на ней проходили кураторские экскурсии, лекции («О снах в фольклоре» рассказывала Варвара Добровольская, кандидат филологических наук, зав. сектором нематериального культурного наследия Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Д. Поленова; «Тема сновидений в поэзии» прочитала Надежда Муравьева, писатель, поэт, журналист, автор тренингов и мастерских текста), презентация книги журналиста, музыканта, прозаика Вадима Саралидзе «Орфей курит “Мальборо”».

24 июня на финисаже выставки в ГМИРЛИ имени В. И. Даля ее кураторы художник Сергей Яралов и художник, прозаик и поэт Елена Ахматова провели для ее многочисленных гостей экскурсию, где рассказали о наиболее важных экспонатах. Среди них коллекция лубочных сонников конца XIX века и графика знаменитых мастеров XX века Файтеля Мулляра и Виктора Пивоварова из фондов Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля. По мнению кураторов, это не просто исторические ценности, но связь музея с современной творческой жизнью, не только зона перехода, но и место встречи прошлого с настоящим. В экспозиции представлены необычные работы современных художников из стекла, эмали, вышивка, композиции из бумаги, росписи по тканям и множество других материалов. Сергей Яралов и Елена Ахматова в своем рассказе выделили работы Вячеслава Колейчука (художник, архитектор, дизайнер, входивший в знаменитую группу художников-кинетистов «Движение»); Натальи Хлебцевич (художник, дважды номинант премии Кандинского); Надежды Муравьевой (писатель, поэт, журналист, переводчик, автор романов «Майя» и «Одигитрия»); Григория Капеляна (керамист, график, писатель, искусствовед, один из основателей культовой ленинградской группы керамистов «Одна композиция»); Анны Бутиной (художник по стеклу, участник объединения «Новое стекло»); Владимира Курдюкова (художник, график, живописец).

Особое внимание кураторы уделили представленным на выставке книгам самых разных жанров и иллюстрациям к ним. Как считают создатели выставки, в идеале ее зритель должен нащупать собственный подход к анализу сновидений и желание продолжить свои «исследования» за пределами выставочного пространства.

После экскурсии художник Григорий Капелян рассказал о том, как он создавал свои аллегорические росписи по ткани: «Я живу в районе, где очень много магазинов ткани и разных специальных красок. Поэтому когда мне рассказали об этой выставке, я быстро купил все необходимое и сел за эту кропотливую работу, которая, конечно, родилась из моих снов. А вот история также представленной здесь моей книги „Аркадия“ длиннее. Больше тридцати лет назад один режиссер с телевидения пересказал мне почти мифологическую историю о женщине, которая впала в летаргический сон и была похоронена заживо, но воры разрыли ее могилу и пытались снять украшения с ее руки, и разбудили женщину. Когда они в ужасе разбежались, она вылезла из могильной ямы и вернулась обратно в родную деревню. Я сделал к этому рассказу иллюстрации, но тот проект не вышел на экран. Вспомнив эту историю к нашей выставке, я по памяти сделал новые рисунки и написал похожий на тот рассказ текст, добавив в него множество уже придуманных мною подробностей. Так и получалась моя полуфантастическая книга».

Лилия Волкова выступила в этом проекте и в качестве поэта (представлена книга ее оригинальных стихов в жанре хокку), и в качестве прозаика (ее рассказы и эссе вошли в коллективные сборники, созданные специально для выставки). Лилия рассказала, что всю жизнь работала редактором и сценаристом на телевидении, но в последние годы стала жить в какой-то зоне перехода между сном и действительностью. Она закончила мастерскую прозы Марины Степновой и, помимо стихов и рассказов, стала писать истории для детей (ее повесть «Под созвездием бродячих псов» победила во всероссийском конкурсе на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру»). Завершила вечер своими стихами поэт, актриса театра импровизации, арт-терапевт Наталья Куроптева.

Со-кураторы выставки: художник, писатель, поэт Елена Ахматова и ведущий научный сотрудник ГМИРЛИ Наталия Реброва.

Константин Чупринин

Фото: © Иван Бевз, Тимур Гольдман

Возврат к списку