Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  Подробнее о музейных событиях
  4.  Открылась выставка «Город гнева. Сталинградская битва в литературе»

Открылась выставка «Город гнева. Сталинградская битва в литературе»

25 апреля в Доме И. С. Остроухова в Трубниках состоялось открытие одной из главных выставок Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля в 2018 году — «Город гнева. Сталинградская битва в литературе». Выставка приурочена к 75-летию победы советских войск под Сталинградом.

Анна Эмильевна Рудник, заведующая Домом И. С. Остроухова, вела вечер и подчеркнула, что новая выставка — важный опыт собирания практически всей коллекции музея, посвященной Сталинградской битве, в рамках одной экспозиции.

Директор ГМИРЛИ имени В. И. Даля Дмитрий Петрович Бак обратил внимание публики, что название «Город гнева» отсылает нас не только к одноименной поэме Александра Яшина, но и к библейскому речению «день гнева» , dies irae, напоминает об этом грозном пророческом голосе. Когда Даниилу Гранину присуждали премию «Большая книга» несколько лет назад, его спросили, почему он вернулся к старой теме в «Моем лейтенанте», и он ответил, что написал для тех, кто не узнал, как всё закончилось. И мы пытаемся соединиться с тем периодом Второй мировой войны, когда ничего еще не было гарантировано, когда было страшно. Готовится еще один проект к нынешнему юбилею, общий с Российским историческим обществом: в этом году будет издана «Библиотека Победы» в пяти или шести томах. Это будет не очередная хрестоматия, а сборник литературных произведений, написанных строго в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. — правда, увиденная непосредственно свидетелями и участниками. Выставка же — одно из стержневых событий музея в этом году.

Алексей Кириллович Симонов отметил, что трудно сказать о выставке что-то существенное, не углубившись как следует в материал (она только-только открылась), но, конечно, это строительство мостов между прошлым и нынешним, для того культура и существует, и важно не сфальшивить, соблюсти историческую точность. Один значимый сюжет: фильм «Возмездие» не несет печати симоновской прозы, корректнее говорить, что он снят по мотивам романа. Когда наконец приняли в четвертый раз переделанный материал, Константин Симонов снял свое имя с титров и принципиально отказался от своей причастности: что он хотел сказать в нем о Сталине, в 1960-е было невозможно на экране. Но писателю был дорог этот роман, пусть другие части «Живых и мертвых» и живей, точней, злей, отчаянней и достоверней. Был ли Симонов сталинистом? Вполне законно, что об этом спрашивают. Освежим формулировку, звучавшую в адрес Сталина — «великий и страшный». В 2015 году к столетию писателя и поэта прошерстили весь архив, опубликовали книгу «Симонов и война» в издательстве «Время» — там 40 страниц прежде не публиковавшихся материалов к роману. Сталин должен был появиться как персонаж. Симонов шесть раз присутствовал на совещаниях по Сталинской премии, но ему хотелось узнать и другую точку зрения, другой взгляд на вождя, он стал собирать рассказы свидетелей, обогатившие его представление о Сталине. Что в фильме нет Сталина вопреки воле писателя, знаем только мы. Но есть письма Симонова — он был в ярости: выкинув Сталина, полностью разрушили структуру романа.

Татьяна Абрамовна Рогозовская рассказала о выставке, посвященной Виктору Некрасову, подготовленной несколько лет назад с его литературным секретарем Александром Ефимовичем Парнисом.

Давид Маркович Фельдман опроверг известную мемуарную байку о Константине Симонове и Василии Гроссмане. Якобы Гроссман отнес рукопись романа «Сталинград» в редакцию «Нового мира», год не было никакой определенности, а потом отказ. Это неправда. Когда Гроссман принес рукопись, через две недели Симонов позвонил ему: прочел с восторгом, будет печатать, первая часть будет выдвинута на Сталинскую премию. Но вскорости Симонов с поста главного редактора «Нового мира» перешел в «Литературную газету», а потом началось «дело врачей». В 1953 году Гроссман обвинен в клевете на русский народ. 4 апреля 1953 г. выходит знаменитая статья в газете «Правда», прекращено «дело врачей», 20 апреля — суд Гроссмана с воениздатом, на стороне Гроссмана прокурор. Симонов заявил, что надо печатать роман.

Но 14 февраля 1960 года рукопись конфискована КГБ. Возникает противоречие: изъяли, но при этом вели себя как дети, непрофессионально — просто спросили, нет ли копии. Надо было всего лишь подписать бумагу, что копии нет. Роман начал публиковаться через 15 лет, а полностью вышел через 20: Гроссман спрятал рукописи у друзей. Таким образом, КГБ отсрочил публикацию на 20 лет, но не уничтожил книгу.

Возникает вопрос, а какие задачи изначально ставились госбезопасностью и почему? В это время разворачивалась очередная нобелевская история: были выдвинуты Шолохов и Ахматова, поэтому романа Гроссмана не должно было существовать в природе, его надо было убрать без следов и без скандала, все учли пастернаковский опыт. Гроссман получал предупреждения много раз, устно и письменно. Он сам, а также его семья и друзья стали заложниками, когда он подписал бумагу, что больше нет рукописей. Таким образом, травля Пастернака приобрела максимальную публичность, как «приглашение на казнь», а Гроссмана скорее «придушили в подворотне». В 1965—1966 гг. задача ЦК была решена — Нобелевскую премию получил советский писатель. Гроссман был предусмотрителен, но против него был игрок посильнее, решивший свою задачу.

Ольга Львовна Залиева, куратор, рассказала о проделанной работе. Выставка готовилась всем миром и удалась, реализована так, как была задумана. В подготовке приняли участие минимум треть сотрудников музея. Сначала было волнение перед первым разговором: в советское время Гослитмузей регулярно делал военные выставки, каждые пять лет минимум, и было страшно, что есть усталость от этой темы. Однако эта выставка вызвала живой отклик, особенно у молодых сотрудников.

Фондовая группа, готовившая материалы: А. П. Багулина, А. Ю. Бобосов, Е. М. Варенцова, В. Е. Высоколов, С. Л. Картушев, И. Г. Кошкина, О. Н. Лындина, Е. И. Погорельская, Н. Г. Прохоров, А. Ю. Рассанов, Л. А. Хлюстова.

Маргарита Голубева

Фото: © Тимур Гольдман

Художественная концепция: А. В. Колейчук

Художественное оформление: Е. В. Ионова, А. С. Мозговой, А. В. Романов, Н. С. Романова

Мультимедийный контент: Ю. В. Борковский, А. А. Голубева, В. А. Уваркина

Возврат к списку