Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГЛМ и другие
  4.  «17 страница» с Евгением Цыгановым

«17 страница» с Евгением Цыгановым

17 Декабря 2018 г.

13 декабря в конференц-зале Российской государственной библиотеки прошла финальная в этом году встреча в рамках проекта «17 страница». Актер театра и кино Евгений Цыганов прочитал несколько отрывков из дебютного романа Григория Служителя «Дни Савелия».

Понятия «проза поэта» и «проза художника» существуют давно, и с этими, пусть и условными жанрами, мы ассоциируем определенный набор признаков. А можно ли говорить о каких-то характерных чертах «актерской прозы»? Насколько близко мастерство писателя и актера?

Разобраться в этом попытались вместе с артистами ведущих московских театров — Мастерской Петра Фоменко и Студии театрального искусства. Выдающихся русских писателей, игравших на сцене, как оказалось, было немного — это Михаил Булгаков и Николай Гоголь. При этом, по замечанию Евгения Цыганова, современники не очень-то высоко ценили актерский талант Николая Васильевича: «Тогда все на сцене разыгрывалась с интонированием, а он как-то тихонечко выходил. Но есть ощущение, что с точки зрения сегодняшнего театра Гоголь был бы классным». В актерском таланте, по мнению Евгения, нельзя отказать и Федору Михайловичу Достоевскому: «Известно, что он начитывал свои книги стенографистке, которой одно время была его жена. И мне всегда представлялось, что Федор Михайлович, как актер, разыгрывал своих персонажей. Нагнетал, нагнетал, нагнетал, пока не доводил эту сильную женщину до слез». На вопрос к автору: «Как же вам удается совмещать литературу и театр?» — Григорий Служитель, пожав плечами, тем не менее, рассказал, что часть романа была написана буквально на сцене, во время спектакля «Битва жизни».

Роман «Дни Савелия» насыщен не только достоверными описаниями Москвы, но и литературными персонажами, за которыми без труда угадываются прототипы (так, например, сам Григорий Служитель встречается коту Савелию трижды). Но насколько эта документальность делает роман лучше? «Это совершенно неважно, узнаю ли я человека, прописанного в романе. Я либо попадаю туда, куда меня ведет автор, либо нет. В случае с этой книгой — попадаю», — поделился своими впечатлениями Евгений Цыганов. По убеждению Григория Служителя, ценность художественной литературы не в том, что читатель может узнать на страницах романа свою жизнь и сказать себе: «эта книга про меня», но напротив, «главная заслуга литературы в том, что она дает нам возможность пережить опыт, который нам не представился».

Григория Служителя и Евгения Цыганова связывает не только учеба в одной киношколе, а сегодня — служба в ведущих московских театрах: оба артиста серьезно занимаются музыкой. Все виды искусства сопряжены и перетекают друг в друга, а потому (и после всех разговоров о близости актерского и писательского мастерства) закономерный вопрос: а не пишет ли Евгений Цыганов роман? «Роман требует усидчивости и максимальной концентрации. Я пишу стихи. Лет двадцать назад мой папа сказал, что у мен талант, и мне этого достаточно. А больше я никому не осмеливался читать ничего своего», — рассказал актер.

Юлия Глотова

Фото: © пресс-служба РГБ

«17 страница» — проект «Редакции Елены Шубиной» при поддержке Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля.

Полная запись вечера доступна по ссылке.

Возврат к списку