Новости
В Доме Остроухова открылась выставка к 125-летию Маяковского
25 июля 2018
24 июля 2018 года в Доме И.С. Остроухова в Трубниках состоялось открытие юбилейной выставки, посвященной
Д.П. Бак приветствовал всех гостей вечера, он напомнил, что выставка «Владимир Маяковский. Там и у нас» продолжает цикл проектов, посвященных 125-летним юбилеям русских поэтов: в прошлые годы проводились выставки, посвященные А.А. Ахматовой, Б.Л. Пастернаку, О.Э. Мандельштаму, К.Г. Паустовскому и М.И. Цветаевой. Сюжет нынешней выставки — путешествия Маяковского, пришедшиеся на 1920-е годы. Именно тогда формировался образ нового российского — советского — государства, и поэт, выезжая за рубеж, безусловно, внес свой вклад в этот процесс. Он общался с русскими эмигрантами, выступая как представитель новой молодой советской культуры. Но помимо этой представительской роли Маяковский просто оставался собой. Так путешествие поэта стало важнейшим событием и для Маяковского, и для русской литературы, и для европейской культурной жизни.
Первый зал открывающейся экспозиции посвящен поездке Маяковского в Берлин, в котором поэт был девять раз. В программе мероприятий выставки — день, посвященной Германии и немецкой культуре 1920-х годов (пройдет 29 сентября). Поэтому нам особенно дорого участие в вернисаже Чрезвычайного и Полномочного Посла ФРГ в России Рюдигера фон Фрича. С Посольством и другими институциями культуры Германии ГМИРЛИ связывают давние отношения, совсем недавно завершился масштабный выставочный проект «Рильке и Россия». Господин Рюдигер фон Фрич произнес несколько слов об участии Маяковского в культурной жизни Германии. В Берлине двадцатых годов поэт производил огромное впечатление своей харизмой, представляя новую, юную революционную Россию и авангард в городе, ставшем одним из центров духовной жизни русской эмиграции. Наследие Маяковского сохраняет значение и сейчас, особенно в восточной части Германии.
Руководитель отдела музеев Министерства культуры Российской Федерации Д.М. Шелепин поздравил всех с началом работы выставки, он подчеркнул, что Маяковский — неоднозначная, но при этом очень цельная фигура, поэт при всех метаниях сохранял внутреннюю цельность в поэзии и в отношениях с людьми. Поездки Маяковского за рубеж — интересный пласт, не до конца раскрытый, а его путевые заметки и сейчас удивляют читателей точностью деталей и меткими наблюдениями.
А.В. Лобов, директор Государственного музея В.В. Маяковского, очертил контекст юбилейных мероприятий: в Москве сейчас проходит пять выставок, посвященных Маяковскому, специальные программы проводят театр МОСТ и Театр Луны, ряд проектов еще готовится. Каждая институция при этом представляет исследовательский проект, а не просто традиционные биографические выставки. Несколько дней назад вышел каталог, объединивший все фото Маяковского из собрания Государственного музея В.В. Маяковского и все художественные изображения поэта — как до 1930 г., так и посмертные.
В.Н. Терехина, главный научный сотрудник ИМЛИ РАН, крупнейший специалист, много лет занимающаяся наследием Маяковского, рассказала о работе над новым академическим собранием сочинений поэта в двадцати томах, из которых четыре уже вышли. По ее словам, у Маяковского есть несколько циклов стихов о заграничных поездках, он объединил совершенно разъятые эпохи, несовместимые явления, людей, противостоящих друг другу. В 1923 году, когда в Берлине был напечатан сборник Маяковского, Адамович писал о «Левом марше», что он политически ужасен, но художественно прекрасен. Маяковский оживает заново для каждого следующего поколения — и с новой выставкой «весомо, грубо, зримо» вступает в сегодняшний день.
Кураторы выставки рассказали, что основной ее посыл – безусловная современность Маяковского и звучания его произведений. Марина Цветаева писала про поэта, что он «ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать». За сотню лет выставок было немало — удачных и неудачных, идеологических, зашоренных, интересных, проблемных. Выставка «Владимир Маяковский. Там и у нас» возвращает Маяковского в современное публичное пространство, показывает мир его глазами.
После выступлений и приветственных слов проект «Тогда» и Илья Старков презентовали фильм по сценарию-эскизу Алексея Крученых «Рождение и смерть Лефа» 1928 года под живой аккомпанемент Сергея Летова. Собравшиеся заворожено слушали саксофонное исполнение и наблюдали сменяющиеся слайды «фильмы» — ироничные, емкие, футуристические и такие актуальные.
Маргарита Голубева
Фото: © Тимур Гольдман, Дмитрий Чиганчиков
СМИ о выставке:
Выставка «Владимир Маяковский. Там и у нас» начинает свою работу в столице (телеканал «Россия — Культура»)
В Москве открывается выставка о Маяковском в стиле Instagram (ТАСС)
Выставка «Владимир Маяковский. Там и у нас» открылась в Москве (РИАМО)