+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГМИРЛИ и другие
  4.  Открылась выставка «Город гнева. Сталинградская битва в литературе»

Открылась выставка «Город гнева. Сталинградская битва в литературе»

25 апреля в Доме И. С. Остроухова в Трубниках состоялось открытие одной из главных выставок Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля в 2018 году — «Город гнева. Сталинградская битва в литературе». Выставка приурочена к 75-летию победы советских войск под Сталинградом.

Анна Эмильевна Рудник, заведующая Домом И. С. Остроухова, вела вечер и подчеркнула, что новая выставка — важный опыт собирания практически всей коллекции музея, посвященной Сталинградской битве, в рамках одной экспозиции.

Директор ГМИРЛИ имени В. И. Даля Дмитрий Петрович Бак обратил внимание публики, что название «Город гнева» отсылает нас не только к одноименной поэме Александра Яшина, но и к библейскому речению «день гнева» , dies irae, напоминает об этом грозном пророческом голосе. Когда Даниилу Гранину присуждали премию «Большая книга» несколько лет назад, его спросили, почему он вернулся к старой теме в «Моем лейтенанте», и он ответил, что написал для тех, кто не узнал, как всё закончилось. И мы пытаемся соединиться с тем периодом Второй мировой войны, когда ничего еще не было гарантировано, когда было страшно. Готовится еще один проект к нынешнему юбилею, общий с Российским историческим обществом: в этом году будет издана «Библиотека Победы» в пяти или шести томах. Это будет не очередная хрестоматия, а сборник литературных произведений, написанных строго в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. — правда, увиденная непосредственно свидетелями и участниками. Выставка же — одно из стержневых событий музея в этом году.

Алексей Кириллович Симонов отметил, что трудно сказать о выставке что-то существенное, не углубившись как следует в материал (она только-только открылась), но, конечно, это строительство мостов между прошлым и нынешним, для того культура и существует, и важно не сфальшивить, соблюсти историческую точность. Один значимый сюжет: фильм «Возмездие» не несет печати симоновской прозы, корректнее говорить, что он снят по мотивам романа. Когда наконец приняли в четвертый раз переделанный материал, Константин Симонов снял свое имя с титров и принципиально отказался от своей причастности: что он хотел сказать в нем о Сталине, в 1960-е было невозможно на экране. Но писателю был дорог этот роман, пусть другие части «Живых и мертвых» и живей, точней, злей, отчаянней и достоверней. Был ли Симонов сталинистом? Вполне законно, что об этом спрашивают. Освежим формулировку, звучавшую в адрес Сталина — «великий и страшный». В 2015 году к столетию писателя и поэта прошерстили весь архив, опубликовали книгу «Симонов и война» в издательстве «Время» — там 40 страниц прежде не публиковавшихся материалов к роману. Сталин должен был появиться как персонаж. Симонов шесть раз присутствовал на совещаниях по Сталинской премии, но ему хотелось узнать и другую точку зрения, другой взгляд на вождя, он стал собирать рассказы свидетелей, обогатившие его представление о Сталине. Что в фильме нет Сталина вопреки воле писателя, знаем только мы. Но есть письма Симонова — он был в ярости: выкинув Сталина, полностью разрушили структуру романа.

Татьяна Абрамовна Рогозовская рассказала о выставке, посвященной Виктору Некрасову, подготовленной несколько лет назад с его литературным секретарем Александром Ефимовичем Парнисом.

Давид Маркович Фельдман опроверг известную мемуарную байку о Константине Симонове и Василии Гроссмане. Якобы Гроссман отнес рукопись романа «Сталинград» в редакцию «Нового мира», год не было никакой определенности, а потом отказ. Это неправда. Когда Гроссман принес рукопись, через две недели Симонов позвонил ему: прочел с восторгом, будет печатать, первая часть будет выдвинута на Сталинскую премию. Но вскорости Симонов с поста главного редактора «Нового мира» перешел в «Литературную газету», а потом началось «дело врачей». В 1953 году Гроссман обвинен в клевете на русский народ. 4 апреля 1953 г. выходит знаменитая статья в газете «Правда», прекращено «дело врачей», 20 апреля — суд Гроссмана с воениздатом, на стороне Гроссмана прокурор. Симонов заявил, что надо печатать роман.

Но 14 февраля 1960 года рукопись конфискована КГБ. Возникает противоречие: изъяли, но при этом вели себя как дети, непрофессионально — просто спросили, нет ли копии. Надо было всего лишь подписать бумагу, что копии нет. Роман начал публиковаться через 15 лет, а полностью вышел через 20: Гроссман спрятал рукописи у друзей. Таким образом, КГБ отсрочил публикацию на 20 лет, но не уничтожил книгу.

Возникает вопрос, а какие задачи изначально ставились госбезопасностью и почему? В это время разворачивалась очередная нобелевская история: были выдвинуты Шолохов и Ахматова, поэтому романа Гроссмана не должно было существовать в природе, его надо было убрать без следов и без скандала, все учли пастернаковский опыт. Гроссман получал предупреждения много раз, устно и письменно. Он сам, а также его семья и друзья стали заложниками, когда он подписал бумагу, что больше нет рукописей. Таким образом, травля Пастернака приобрела максимальную публичность, как «приглашение на казнь», а Гроссмана скорее «придушили в подворотне». В 1965—1966 гг. задача ЦК была решена — Нобелевскую премию получил советский писатель. Гроссман был предусмотрителен, но против него был игрок посильнее, решивший свою задачу.

Ольга Львовна Залиева, куратор, рассказала о проделанной работе. Выставка готовилась всем миром и удалась, реализована так, как была задумана. В подготовке приняли участие минимум треть сотрудников музея. Сначала было волнение перед первым разговором: в советское время Гослитмузей регулярно делал военные выставки, каждые пять лет минимум, и было страшно, что есть усталость от этой темы. Однако эта выставка вызвала живой отклик, особенно у молодых сотрудников.

Фондовая группа, готовившая материалы: А. П. Багулина, А. Ю. Бобосов, Е. М. Варенцова, В. Е. Высоколов, С. Л. Картушев, И. Г. Кошкина, О. Н. Лындина, Е. И. Погорельская, Н. Г. Прохоров, А. Ю. Рассанов, Л. А. Хлюстова.

Маргарита Голубева

Фото: © Тимур Гольдман

Художественная концепция: А. В. Колейчук

Художественное оформление: Е. В. Ионова, А. С. Мозговой, А. В. Романов, Н. С. Романова

Мультимедийный контент: Ю. В. Борковский, А. А. Голубева, В. А. Уваркина

Возврат к списку



Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.

Временное закрытие Московского дома Достоевского

Уважаемые друзья!
Отдел ГМИРЛИ им. В. И. Даля «'Московский дом Достоевского» по техническим причинам будет временно закрыт для посещения 7 февраля 2023 года. Приносим свои извинения за временные неудобства!