+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГМИРЛИ и другие
  4.  Сотрудники Гослитмузея на III Самарской литературной биеннале

Сотрудники Гослитмузея на III Самарской литературной биеннале

17 ноября 2017 г.

Самарский литературный музей с 11 по 13 ноября провел III литературную биеннале #Возвращение_Максима, приуроченную к грядущему 150-летию писателя и драматурга М. Горького. Неординарное решение директора музея — Людмилы Савченко — позволило собраться вместе не только драматургам, режиссёрам и театроведам, но и музейным работникам, оказавшимся участниками Всероссийского фестиваля современной драматургии «Левановка», а также круглых столов и дискуссий о представлении русской литературы ХХ столетия музейными средствами.

Площадками фестиваля стала не только Музей-усадьба А. Н. Толстого, но и новое здание музея на Куйбышева, 113, которое ещё предстоит обживать, и галерея «Формограмма».

На пресс-конференции перед открытием биеннале заместитель директора Гослитмузея по научной работе Эрнест Орлов отметил: «Музей — это не собрание пыльных вещей, как продолжает думать какая-то часть нашего общества. Это современное пространство. Литературный музей — и Самарский музей не является здесь исключением — фиксирует и осмысляет не только прошлое, но и современность. Сейчас наступило такое время, когда нужно переосмысливать творчество и биографии писателей, зная факты, которые долгие годы замалчивались или просто были неизвестны. Мы можем создавать более полные образы литераторов только совместно: когда в одном русле работают и учёные, и музейщики, и люди театра. Нам хочется всесторонне исследовать и образ Горького, чтобы он не оставался забронзовевшим (эта тенденция уходит корнями в 1928 год). Это ведь уникальный случай. В 1928 году, когда Горький вернулся в Советский Союз, сразу же в Москве была создана посвящённая ему экспозиция, и Горький на ней был. С кем еще из писателей такое случалось? Тогда и стал создаваться тот образ, который сегодня мы хотели бы переплавить в образ живого человека».

Важная составляющая часть литературной биеннале — «Левановка» — фестиваль памяти тольяттинского драматурга Вадима Леванова, собирающий в Самаре его учеников и друзей. Первый фестиваль прошёл в 2013 году — это была идея театроведа Марии Сизовой, принимающей ныне участие в его организации и проведении. Кстати, на пресс-конференции книгоиздатель Вячеслав Смирнов представил сигнальный экземпляр двухтомного собрания сочинений Вадима Леванова.

Возможность вживую встретиться с представителями сегодняшней отечественной драматургии и обсудить с ними проблемы и вопросы современной литературы — незабываемый подарок для всех гостей биеннале.
В этом году зрители оценивали прочтение пьес Вадима Леванова «Настройщик» и «Шкаф» (режиссёр Игорь Катасонов, самарский «Уместный театр»). Студенты и выпускники самарской академии искусств и актер театра драмы Петр Жуйков прочитали пьесу Михаила Дурненкова «Утопия» (режиссер — Наталья Чичерина). А Юрий Клавдиев сам взялся озвучить свой свежий текст «Сказочный король» о Людвиге II. Его же пьесу «Я — пулемётчик» была представлена в экспериментальной постановке режиссера Михаила Смирнова и команды «Арт хаос company» (Санкт-Петербург).

Центральной темой двух дискуссий 12 ноября стало творчество Максима Горького в театральном воплощении. Своими наблюдениями о Горьком на сцене (в связи с этим вспомнили и о Чехове) и современном театре поделился драматург Михаил Дурненков: «У Чехова герои ходят в коробочке пространства вперед и назад, наматывая энергию отчаяния. Изменения в данном случае должны происходить не на сцене, а в зрительном зале. Чехов фиксирует процессы, происходящие в обществе, а Горький идёт дальше, предлагая решение социальных проблем. Он был автором манифестов, создателем героев, которые идут наперекор реальности».

Эрнест Орлов рассуждал о пародийности текстов Горького по отношению в чеховским пьесам, о диалогах, которые стремятся к монологизации, как у Чехова, так и у Горького.
«Состояние диалога не меняется ни у Чехова, ни у Горького. То же мы видим и в современных пьесах, — развил предложенную тему Михаил Дурненков. — В них коммуникативная драма. Это выглядит как диалог, но это разрезанные монологи. Каждый говорит свою правду. Интернет поддерживает такой вид общения, ведь чат — это ряд монологов».

Драматург рассуждал о «прикладной» функции театра, сравнивая его с плацебо: «Мы видим героя на сцене и чувствуем высвобождение внутренней энергии. Но только если происходит момент узнавания. Постдраматический театр только для тех, кто хочет работать в качестве зрителя. В противном случае публика будет возмущена происходящим на сцене».

Дискуссия «От новой драмы к Новой Драме» с участием театрального критика Кристины Матвиенко и драматурга и театроведа Натальи Скороход также была посвящена осмыслению современного восприятия творчества Горького.

«Музейное наследие бывает экспонатное и ресурсное, — отметила Наталья Скороход. — Пушкин — наследие экспонатное. Это „солнце русской поэзии“, и мы все им восхищаемся. А Горький — наследие ресурсное, поскольку по поводу него у нас не сформировано авторитетное мнение. Его еще не поместили на нужную полку на то место, с которым бы все согласились. Если в советское время его именем называли улицы, театры, площади и города, то после перестройки пошло обратное переименование. Яркая биография Горького вызывает сейчас больший интерес, чем его творчество. Это практически нечитаемый классик. В годы забвения он „выплывает“ за счет драматургии и театральных постановок».

Об образе Горького на современном этапе изучения его биографии и творчества и его литературной репутации говорили в третий день уже представители музеев России. Благодаря программе «Музейный десант» Благотворительного фонда Владимира Потанина у молодых сотрудников Самарского литературного музея появилась возможность не только поучаствовать в дискуссиях с коллегами, но и представить и обсудить свои проекты. И те, что уже успешно работают, как выставка «Воображаемая квартира Алексея Пешкова» (экскурсию по этому пространству для коллег провела ст. научный сотрудник Ольга Жиганова) и проект «Один день в роли сотрудника провинциальной газеты», представленный директором музея Людмилой Савченко, и только формирующийся: исследовательский проект «Максим Горький: очень люблю детей, много думаю о них» предложил к обсуждению заместитель директора по научной работе Глеб Чечевин.

Круглый стол «Литература ХХ века: актуальные смыслы в музейном представлении» был посвящён не только фигуре М. Горького, но общей для всех проблеме представления литературы ХХ века в музейной экспозиции. Сотрудники Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Эрнест Орлов и Марина Краснова выбрали в качестве объектов для размышления подготовленные ими выставки «Квартирный вопрос» (кураторы А. Э. Рудник, Э. Д. Орлов) и «Маяковский vs Булгаков» (кураторы А. Н. Селиванова, М. М. Краснова). О проблемах экспонирования литературы ХХ века на примере постоянной экспозиции «Дом русской литературы ХХ века» и о научной работе Государственного музея К. А. Федина (Саратов) рассказала Ирина Кабанова.

Марианна Гаврилова (Национальный музей Республики Татарстан, Казань) и Ирина Луцкая (Литературный музей имени М. Горького, Нижний Новгород) в этом же контексте представили проекты, приуроченные к юбилею писателя.

Дискуссия «М. Горький и писатели ХХ века в веке XXI» позволила на профессиональном уровне обсудить проблемы актуализации текстов «внепрограммных» писателей, вопросы репутации писателей и стереотипов, связанных с их образом и биографией.

Сотрудники музеев делились размышлениями о том, как повлияла «свобода слова», открытие новых источников, исследовательская работа на формирование образа писателя (в частности М. Горького); как работать с разноголосицей данных; о чём и как рассказывать посетителю; как вне музейного пространства можно привлекать новых посетителей и представлять биографию и творчество писателей.

В завершении Самарской литературной биеннале директор Самарского литературно-мемориального музея имени М. Горького поблагодарила всех коллег за плодотворную работу и оценила итоги #Возвращения_Максима: «Самарский литературно-мемориальный музей им. М. Горького в последние годы активно работает с наследием писателя, возвращая его в культурное пространство города, делая его творчество актуальным и интересным. В рамках биеннале мы можем регулярно — раз в два года — встречаться с известными драматургами, режиссёрами, актёрами, историками литературы и музейными работниками, обсуждать актуальные вопросы литературы, театра и музееведения.

К сожалению, в городе не сохранился музей, посвященный творчеству Горького. Но мы постоянно обращаемся к созданным им текстам, помня о том, что он говорил: „Как писатель я родился в Самаре“. В нашем городе есть музей, театр, улица его имени. И нам хочется, чтобы личность Максима Горького вернулась в самарское культурное поле, это особенно важно в преддверии 150-летнего юбилея писателя».

Возврат к списку



Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.

Временное закрытие Московского дома Достоевского

Уважаемые друзья!
Отдел ГМИРЛИ им. В. И. Даля «'Московский дом Достоевского» по техническим причинам будет временно закрыт для посещения 7 февраля 2023 года. Приносим свои извинения за временные неудобства!