Новости

Петр Дик: живопись о чтении

26 апреля в Государственном музее истории российской литературы имени В. И. Даля в Доме И. С. Остроухова открылась выставка «ПРОчтение. Петр Дик. Пастель». На ней представлены около 40 картин художника Петра Дика (1939–2002), одного из выдающихся графиков последней четверти XX века. Главные герои большинства показанных на выставке работ — это «люди читающие», которые изображены с книгой, свитком или письмом. В таких простых, на первый взгляд, работах возникают пластически отточенные визуальные формулы ПРОЧТЕНИЯ как глубокого и метафизически возвышенного процесса. Кроме того, на выставке можно увидеть записные книжки и рабочие альбомы художника, включающие его пространные рассуждения об искусстве и своей профессии, а также впервые обнародованные многочисленные эскизы, наброски и зарисовки.

На открытии выступили: кураторы выставки — ведущий научный сотрудник Государственного литературного музея Наталья Реброва и куратор московской галереи «ГРОСart», генеральный директор Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов» Елена Грибоносова-Гребнева; авторы вступительных статей в книге «Петр Дик. Мысли „непричесанные“» Ирина Никифорова и Александр Рюмин.

Наталья Реброва рассказала, что желание сделать такую выставку в Государственного литературного музея возникло у нее еще года четыре тому назад под впечатлением от близкой по тематике экспозиции Петра Дика, развернутой в выставочном зале редакции журнала «Наше наследие». Она подчеркнула, что одним из достоинств настоящей выставки является то, что она получилась не менее интересной и совсем другой.

Елена Грибоносова-Гребнева, в свою очередь, отметила, что успешно и плодотворно можно работать только с тем материалом, который способен вызывать истинное эстетическое удовлетворение и наслаждение. Именно таковым представляется творчество Петра Дика, работы которого окрашены завораживающе-медитативным и отстраненно-сосредоточенным настроением. А за внешне простым сюжетом у него выстраивается ощущение сложного таинства постижения текста как некого универсального феномена.

О своей работе над книгой «Петр Дик. Мысли „непричесанные“» рассказала Ирина Никифорова, заведующая отделом стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ им А. С. Пушкина. Она подчеркнула, что настоящим открытием творчества П. Дика для неё стала командировка в Суздаль, где её поразило то, что художник создавал все свои образы с натуры, ничего не придумывая. Но вместе с тем в его работах нет мелочности, нет сиюминутности, а наоборот, есть обобщающий лаконизм и какая-то отрешенная задумчивость и тишина. После разговора с вдовой художника Кирой Лимоновой было решено открыть для широкой публики личные записи художника, чтобы каждый заинтересованный читатель и зритель мог еще теснее соприкоснуться с его порой интимными, но очень ценными переживаниями, мыслями, а, главное, с зарисовками многих будущих картин. Важно также помнить, что мастер работал в особой технике — сухой пастели, которая изначально предназначена не для лозунгов, а, наоборот, для камерных, лирических вещей.

Дизайнер книги и автор вступительной статьи «Жизнь после жизни», главный художник журнала «Наше наследие» Александр Рюмин рассказал о том, что Петр Дик был очень хорошо известен ему и его друзьям примерно с конца 1980-х годов. Уже тогда для него было понятно, насколько Дик глубокий и серьезный мастер, со своей хорошо узнаваемой манерой. По мнению А. Рюмина, «Дик невероятно умный, тонкий и очень содержательный человек. Он всегда проникает в суть культуры, и в его творчестве можно увидеть перекличку и с художниками XIX столетия, и с авангардистами начала XX века». В заключение выступавший выразил надежду на то, что скоро на Алтае, откуда художник родом, откроется специальный мемориальный зал творчества Петра Дика в Барнаульском художественном музее.

В конце вечера вдова Петра Дика Кира Сергеевна Лимонова поблагодарила Гослитмузей и особенно куратора Наталью Реброву, галерею ГРОСart в лице ее директора Елены Осотиной, активного куратора выставки и координатора книги, а также всех тех, чьими усилиями организована экспозиция в Доме И. С. Остроухова и вышло из печати презентуемое издание.

Выставка работает до 5 июня 2017 года.

Константин Чупринин

Фото: © Тимур Голдман


Петр Гергардович Дик (1939–2002), один из самых тонких и глубоких отечественных мастеров последних десятилетий ХХ века, родился в Алтайском крае в семье этнических немцев. С избытком познав трудности военного детства, многократно умноженные из-за репрессий родителей по национальному признаку, он проделал долгий и сложный путь к профессии: в 1977 году, через несколько лет после окончания «Строгановки», был принят в Союз художников. Лишь в переломные «девяностые» к обосновавшемуся во Владимире мастеру приходит не только «местное», но и вполне заслуженное европейское признание: в 1992–1993 он персонально выставляется в Москве и Лондоне, в 1994 показывается в Третьяковской галерее, в 1995–1996 отправляется с выставками в Германию и Италию, а в 1997 экспонируется в Русском музее в Санкт-Петербурге.