28 апреля в Доме-музее А. П. Чехова в Ялте (отдел Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника) завершилась международная научная конференция «XXXVIII Чеховские чтения», начало которой положила сестра писателя Мария Павловна Чехова в 1954 году.
В течение недели филологи, театроведы, писатели, критики, искусствоведы, музееведы из России, США, ФРГ, Италии, Японии, Китая, Эстонии, Польши и Украины размышляли о чеховском наследии на рубеже XX–XXI веков, особенностях поэтики его творчества, его литературной репутации и творческих связях с предшественниками и современниками.
Открыла конференцию министр культуры Республики Крым А. В. Новосельская, с юношеских лет увлечённая творчеством Чехова. «Культурное достояние — нематериально, но без него немыслимо существование нашего государства, ведь в нем заложены основы, определяющие дальнейшее развитие Российской Федерации, это душа нашей страны, без которой невозможно материальное благополучие», — отметила г-жа министр. От имени Главы Республики Крым С. В. Аксёнова она также зачитала приветственный адрес собравшимся.
Разные дни конференции дарили очевидные сближения тематики докладов. Так, председатель Чеховской комиссии РАН В. Б. Катаев (Москва, МГУ) делился пока что нереализованными замыслами об издании писем А. П. Чехова без купюр, а И. Н. Сухих (Санкт-Петербург, СПбГУ) представлял недавно изданный том из серии «Pro et contra» (уже третий из посвящённых Чехову), составленный им по принципам антологии из статей и работ писателей, критиков и литературоведов 1960–2010-х годов.
Л. Е. Бушканец (Казань, КФУ) в докладе «Нужно ли чеховедение современному обществу?» наметила общие тенденции в восприятии образа Чехова и обозначила необходимые пути к демифологизации его образа и разрушению стереотипов о писателе. Этих же вопросов касались в своих выступлениях Э.Д Орлов (Москва, ГЛМ), рассказавший о результатах научно-исследовательской работы по материалам выставки «Врут все: А. П. Чехов в воспоминаниях современников»; преподаватель гимназии № 45 Е. В. Устинова (Москва) и директор Библиотеки имени А. П. Чехова» Е. А. Пахомова (Москва), поделившиеся практическим опытом работы по изучению и популяризации творчества Чехова в изменившемся мире.
Литературные связи Чехова и творчество его предшественников и современников стали основой докладов А. Д. Степанова (Санкт-Петербург, СПбГУ) «Чехов и Баранцевич», С. Н. Кайдаш-Лакшиной (Москва) «Чехов спорит с Гаршиным (повесть «Огни»), А. С. Степановой (Санкт-Петербург) «К интерпретации рассказа А. П. Чехова „Ионыч“», А. С. Собенников (Санкт-Петербург) «Тургеневский миф о любви и его деконструкция в творчестве А. П. Чехова.
Об этнокультурных стереотипах в творчестве Чехова рассуждали в своих выступлениях М. Ч. Ларионова (Ростов-на-Дону, Южный научный центр РАН) «А. П. Чехов и народная культура» и В. В. Кондратьева (Таганрог, Таганрогский институт им. Чехова) «Изучение художественного пространства произведений А. П. Чехова в этнокультурном контексте»; Е. Ю. Нымм и Е. П. Дерябина (Эстония, Тартуский университет) «Образ иностранца в раннем творчестве А. П. Чехова»; В. С. Абрамова (Пермь, Пермский университет) «Художественная имагология: этностереотип чужестранца в прозе А. П. Чехова».
«Женский вопрос» в пьесах Чехова был представлен в сообщениях М. П. Кизима (Москва, МГИМО) и К. Вебер (Германия).
Отдельный интерес исследователей был связан с чеховской драматургией. Чеховеды особо отметили доклады Э. Шонфельд (Германия) о «Пьесе без названия» как прототипе пьес «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишнёвый сад»; К. Д. Гордович (Санкт-Петербург) о чеховских мотивах в пьесах Л. Е. Улицкой «Русское варенье» и А. И. Слаповского «Мой вишнёвый садик»; М. В. Ветровой (Севастополь, Филиал МГУ) о рецепции творчества Чехова в пьесе Б. К. Зайцева «Усадьба Ланиных».
Культурная программа, подготовленная организаторами конференции, позволила её участникам познакомиться с экспозициями Массандровского дворца Александра III и отделов Крымского литературно-художественного мемориального музея-заповедника «Дом-музей А. П. Чехова в Ялте», «Дом-музей А. П. Чехова в Гурзуфе» и «Дом-музей А. С. Пушкина», недавно вошедшим в состав заповедника, а также оценить спектакль по пьесе А. П. Чехова «На большой дороге» театра «Омнибус» (г. Златоуст Челябинской области) (режиссёр Б. С. Горбаневский).