+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГМИРЛИ и другие
  4.  Киномиф о Чехове

Киномиф о Чехове

20 мая 2016 г.

Отдел: Дом-музей А.П. Чехова

17 мая 2016 года в большом зале Дома кино в Москве состоялись эксклюзивный показ и обсуждение фильма французского режиссёра Рене Фере «Антон Чехов. 1890» (2015) для членов Союза кинематографистов России. Вопреки традиции показ предваряли не слова членов съёмочной группы или кинопрокатчиков, а экспертное мнение заместителя директора Государственного литературного музея по научной работе Эрнеста Орлова, руководителя московского Дома-музея А.П. Чехова. В своём выступлении он рассказал о биографии ушедшего из жизни в прошлом году режиссёра и о мифологизации образа Чехова и его семьи в этой картине:

«Знакомство с Чеховым для Фере началось с театра: пятнадцатилетним он играл в любительских постановках чеховских водевилей «Медведь» и «Предложение». Фильм, как и все прочие («История Поля» (Histoire de Paul), «Сестра Моцарта» (Nannerl, la soeur de Mozart), «Следующий фильм» (Le prochain film)), согласно мнению кинокритиков, прежде всего связан с биографией самого режиссёра, а уже в последнюю очередь с героем фильма. Личный интерес, то, что «зацепило» режиссёра и автора сценария в биографии писателя, очень хорошо просматривается в сюжетной канве картины: смерть брата Чехова Николая — ранняя смерть старшего брата Фере, тоже Рене, умершего в 4 года, а также смерть отца, после чего Рене много недель провёл в психиатрической больнице, решив затем отказаться от актёрской стези и стать кинорежиссёром.

Работа всей семьи на имя Антона (что не соответствует действительности) соотносима со сложившимся кинопроизводством семейства Фере (жена — продюсер и режиссёр монтажа, дочери — актрисы). И даже ранняя смерть Чехова связывается Фере с его собственными размышлениями о неминуемом.

Хронологические рамки представленного действия очень размыты. Это не только заявленный в названии наиболее драматичный в чеховской биографии 1890 год, когда он отправляется на остров Сахалин, чтобы изучать быт каторжников, а 12 лет: с 1884 до 1896.. Практически всё представленное на экране является лишь искривлённым отражением фактов биографии А.П. Чехова, а иногда и вовсе вымыслом.

Есть в фильме примечательный эпизод: Николай Чехов демонстрирует брату его портрет, на котором изображён короткостриженый молодой человек. Изображённый на портрете имеет мало общего с Николя Жиро (исполнителем роли Чехова), ещё менее похож изображённый на полотне на Чехова. По сути, и фильм Фере является таким странным портретом: не Чехова, не его самого — а кого-то третьего.

Значительное место в фильме отведено медицинским занятиям Чехова, но его врачебная практика является каким-то «пристяжным» элементом в сюжете, делом, мешающим зарабатыванию копеек. Единственная связь медицины и творчества в фильме — якобы реальный разговор с мальчиком-пациентом о вреде курения, ставший основой рассказа «Дома» (1886).

Этот принцип «списывания с жизни», к сожалению, проходит красной нитью через весь фильм. По признанию Фере, его поразила та удивительная лёгкость, с которой Чехов писал. Однако лёгкость эта мнимая. И даже если чисто физически рассказ мог быть записан за несколько часов, то кто знает, сколько времени заняла предварительная работа, когда сложились все его элементы из массы увиденного, услышанного и прочувствованного?

В том-то и дело, что во второй половине 1880-х годов, понимая, что «всё вокруг сюжет», Чехов не списывает с жизни, а изображает её. Неоднократно принципы художественного творчества он будет излагать в письмах к брату Александру: «…кому интересно знать мою и твою жизнь, мои и твои мысли? Людям давай людей, а не самого себя» (П., 3, 210).

Сцены, освещающие путешествие на Сахалин, которые должны были стать кульминационными, таковыми не стали. И даже не то страшно, что сахалинские сцены снимали в Норвегии, а то, что импульсом к поездке становится якобы нереализованная мечта Николая о таком путешествии. Ни слова, ни кадра о тяжелейшем пути на «каторжный остров» — три-четыре сцены с заключёнными. И всё.

Есть в этой киноленте замечательный вымышленный эпизод. Он, пожалуй, оказывается наиболее достоверным в актёрском плане. Речь идёт о встрече Чехова с учительницей Анной (её роль исполняет дочь Фере – Мари). Это эпизодическая, но вполне законченная актёрская работа.

Фильм является любопытной фиксацией современного знания, а вернее, незнания реальных фактов биографии Чехова, свойственного не только россиянам, но и европейцам. Да и русский быт конца XIX века мало знаком режиссёру.

Остаётся надеяться, что российские режиссёры окажутся способными увидеть в подлинных событиях чеховской биографии драматизм и показать нам не припудренную историю собственного семейства, а сложный и противоречивый характер Чехова, его окружение и творческий процесс, чтобы развенчать сложившиеся за столетия стереотипы.

Возврат к списку



Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.

Временное закрытие Московского дома Достоевского

Уважаемые друзья!
Отдел ГМИРЛИ им. В. И. Даля «'Московский дом Достоевского» по техническим причинам будет временно закрыт для посещения 7 февраля 2023 года. Приносим свои извинения за временные неудобства!