Новости

ГЛМ на Московском культурном форуме – 2016

31 марта 2016

В Центральном выставочном зале «Манеж» с 25 по 27 марта прошел Московский культурный форум . В эти дни на одной центральной площадке собрались представители практически всех современных учреждений культуры города Москвы.

В рамках форума Государственный литературный музей представил серию мероприятий в зоне «Музейный квартал». Музеем специально была подготовлена обширная литературная программа для гостей форума, рассчитанная не только на взрослую публику, но и на детей. В течение двух дней на стенде музея проходили разнообразные мастер-классы, викторины и интерактивные занятия.

26 марта посетители форума приняли участие в беспроигрышной «Весенней викторине по поэзии конца XIX – начала XX веков. Каждый участник, прочитавший по памяти стихотворение, угадавший поэта по нескольким строчкам произведений, зачитанных ведущей викторины – научным сотрудником Государственного литературного музей Н. Намозовой, а также кто смог нарисовать шарж на известного литератора, получал ценные призы. Вместе с ведущей программы гости с большим удовольствием поучаствовали в сложении стихотворных рифм.

В продолжение литературной программы форума научные сотрудники Государственного литературного музея А. Голубева и Ю. Горбова провели мастер-класс «Я буквы знаю, чтобы говорить добро…». Есть мнение, что именно такое послание зашифровано Кириллом и Мефодием в буквах славянской азбуки. Вот об этих буквах, а вернее, о букварях и пошла речь на мастер-классе. Ведущие рассказали историю письменности, продемонстрировали гостям предметы, которые в древние времена служили в качестве письменных принадлежностей – это египетский папирус, пергамент, шелковая китайская бумага и другие уникальные предметы. Эти предметы можно было не только увидеть, но и применить в деле. При помощи специальных острых предметов посетители попробовали вывести буквы на восковой табличке. Дети вместе с родителями разгадывали старинную новгородскую загадку на берестяной грамоте.

Всех, кто хорошо знает, любит и чувствует свой родной язык, а также тех, кто только начинает знакомиться с богатством и особенностями русской речи ждала новая викторина «Загадки и премудрости русского языка». Научный сотрудник Государственного литературного музея Н. Садыкова рассказывала о том, как сделать наш язык более ярким и образным: вместе с гостями вспоминали пословицы и поговорки, «крылатые слова» и идиомы. Затем было увлекательное занятие: работа над ошибками, но искали эти ошибки не в ученических тетрадях, а у признанных мастеров русского языка. Каждый из участников брал цветной листочек с вопросами и должен был ответить, как правильно пишется то или иное слово, а прочитав поэтическую строчку А.С. Пушкина угадать значение старинного слова или правильно поставить слова в предложении, что бы оно звучало по-русски правильно. Были и другие задания, более сложные, но «языколюбы» не терялись - находили правильные ответы и на такие хитроумные и замысловатые вопросы. Все участники викторины, ответившие правильно на вопросы, получили от организаторов призы.

27 марта в последний день Международного культурного форума на стенде Государственного литературного музея проходил «Мастер-класс по атрибуции музейных предметов». В игровой форме посетителям было предложено атрибутировать музейные предметы из быта интеллигенции и крестьян конца XIX начала XX веков. Старинные предметы, которыми пользовались предыдущие поколения, могут рассказать много интересного, если умело «прочитать» их. Для чего служил предмет? Как им пользовались? В какой среде бытовал предмет? На эти и на многие другие вопросы гостей отвечала ведущая мастер-класса – научный сотрудник Государственного литературного музея Г. Великовская. На занятии также можно было посмотреть, как применялись предметы на деле, а некоторые гости сами вспоминали и с большим удовольствием рассказывали как их бабушки и дедушки пользовались предметами, о которых в современной жизни люди не имеют представления.

На «Раут с Лермонтовым» выстроилась большая очередь. Все хотели принять участие в интерактивном занятии, где можно было испытать себя в написании текста пером и оказаться в эпохе, когда жил М.Ю. Лермонтов.  Занятие проводили сотрудники Государственного литературного музея М. Михеева-Никатина и А. Спивак. Посетители стенда изучали материалы о жизни и творчестве поэта, писали пером отрывки из стихотворений М.Ю. Лермонтов, а затем их зачитывали. Гостям могли почувствовать себя героями лермонтовского «Маскарада»: надеть понравившуюся маску и сфотографироваться. За время пребывания на форуме возле стенда останавливалось очень большое количество людей. Возможность побывать в другой эпохе увлекала не только детей, но и взрослых.

Тем временем, пока гости на стенде Государственного литературного музея примеряли образы прошедшей эпохи, на площадке «Музейный лекторий» научный сотрудник ГЛМ А. Скулачев проводил мастер-класс «Прочтение музея, про чтение в музее» об актуальных практиках работы с детьми и подростками на литературных экспозициях. Участники мастер-класса узнали, что и как читать в музейном пространстве, как увлечь музейного посетителя не только просмотром экспонатов и выставок, но и чтением. Также А. Скулачев рассказал о музейных проектах, разрабатываемых Государственным литературным музеем, направленных на приобщение посетителей к чтению в музее и ответил на многочисленные вопросы слушателей.

В последний день форума на стенде ГЛМ проходил мастер-класс по атрибуции предметов музейного значения, который проводила Г.В.Великовская, ведущий научный сотрудник отдела научно-просветительской и методической работы.
Старинные предметы, которыми пользовались предыдущие поколения, могут рассказать много интересного, если умело «прочитать» их. К стенду подходили и подходили посетители всех возрастов, с большим интересом рассматривая вещи и задавая вопросы о них.  

За два дня на Московском культурном форуме на стенде Государственного литературного музея посетили несколько сотен гостей. Они интересовались как самим музеем в целом, задавали вопросы о новых музейных проектах, выставках, вечерах, так и программой мероприятий музея, представленной на форуме. С удовольствием принимали участие вместе с детьми в мастер-классах и интерактивных занятиях.  Вместе играли в игры, думали над сложными вопросами, сочиняли стихи. Программа получилась насыщенной и увлекательной.