Новости

Участники форума обсудили социальные практики в литературных музеях

18 декабря 2015

11 декабря в рамках Международного форума литературных музеев в Государственном музее Л.Н. Толстого состоялся круглый стол «Проблема как повод для действия: социальные практики в современных литературных музеях».

Речь на круглом столе шла в первую очередь о музейной работе с детьми и подростками школьного возраста.
Модерировала дискуссию Е.Б. Медведева, ведущий аналитик Московского центра музейного развития, главный редактор журнала «Музей».
Ю.О. Вронская, зав. отделом международных проектов Музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» рассказала о начале работы над российско-американской программой международного обмена для подростков «Детство. Отрочество. Юность», которая реализуется по американскому гранту. «Одни из самых популярных книг среди российских подростков – книги Марка Твена. Фигуры двух писателей и будут мостом для того, чтобы российские и американские подростки нашли общий язык. Мы попробуем обсудить основные темы, которые Толстой и Твен поднимали в своих произведениях, чтобы понять, насколько подростки разных стран и культурных контекстов похожи», – сказала Вронская.

Л.Ю.  Романьчева, старший научный сотрудник ФГБУК «Государственный музей Л.Н.Толстого» рассказала о занятиях для детей и подростков,  которые проводятся в музее на материале творчества Л.Н. Толстого в игровой театрализованной форме. Такая форма занятий вызывает больший интерес к русской литературе.

М.В. Мацкевич, ведущий аналитик Московского центра музейного развития рассказала об опыте современного взаимодействия музея и школы на примере программы «Урок в музее». «Может показаться, что музейно-школьное образование – хорошо забытое старое, но на самом деле сейчас школа и музей резко разобщены.  Они идут одним путем, но параллельно друг другу. Наша миссия очень простая – создание единого образовательного пространства».

В докладе А.А. Скулачева, научного сотрудника отдела музейной педагогики ГЛМ, учителя словесности гимназии № 1514 (г. Москва)  речь шла о коммуникации учителя и подростка и том, как школьники  выступают в качестве сотрудников и творцов в музейном пространстве, а также о выставке ГЛМ «Россия читающая», на которой также проводились экскурсии и  интерактивные занятия для школьников и проект «Медленное чтение».

И.А. Гринько, директор НП «Проект Этнология» (г. Москва)сделал доклад об опыте и перспективах социокультурных проектов для мигрантов в литературных музеях.  Как оказалось, перспективы есть,  как для детей мигрантов, так и для музея.

А.С. Атрощенко, зам. директора Самарского литературно-мемориального музея им. М. Горького по научной работе представила доклад о работе с местным сообществом на примере  выставки «Тыловое детство», созданной на основе воспоминаний, а также  игрушек, фотографий, писем, открыток, рисунков, школьных тетрадок жителей города, чье военное детство прошло в Куйбышеве.

И.Н. Фролова, зав. методическим отделом Государственного музея-заповедника «Царицыно» рассказала о практической работе музеев по созданию «безбарьерной» среды для людей с ограниченными возможностями, и о том, как сложно и как интересно работать с категорией людей, которая требует особого подхода.