+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГМИРЛИ и другие
  4.  Форум литмузеев: новые подходы музеефикации литературного наследия

Форум литмузеев: новые подходы музеефикации литературного наследия

17 декабря 2015 г.

Второй день Международного форума литературных музеев начался круглым столом «Литературное наследие: новые подходы музеефикации и экспонирования». В роли модератора выступил директор ГЛМ Д.П. Бак. Он поставил вопрос о том, как добиться, чтобы литературные музеи стали экспертами в области литературы – такими же, какими в области живописи являются картинные галереи. Ведь если известный музей приобретает полотно какого-либо художника, это становится признанием его высокого уровня успешности. Литературные музеи, как правило, работают с тем, что канонизировано намного раньше: десятки, сотни лет назад. А что делать с современной литературой? Кого из современных писателей будут читать через сто, двести лет? Чтобы литературные музеи были экспертами в области современной литературы, необходимы новые оригинальные решения. К примеру, такие, как проект ГЛМ и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Ручная работа: рукописные книги современных поэтов».

Художник, куратор выставок бюро «АртТерра» Олег Николаев и заведующая отделом «Дом И.С. Остроухова в Трубниках» ГЛМ Анна Рудник рассказали о брендовой выставке ГЛМ в Год литературы «Россия читающая», проходившей в Государственном музее А.С. Пушкина. Выставка позволила взглянуть на литературный процесс с необычного ракурса – глазами читателя. Были показаны произведения, популярные в различные эпохи; пути, которыми писатели шли к своей популярности, методы, с помощь которых продвигалась литература от автора к читателю.
Проблема представления в экспозиции литературных текстов решалась различными оригинальными способами: были показаны книги, которые читали герои книг, записки читателей к писателям, голоса писателей в наушниках, витрины-столы с выдвижными ящиками, вагон метро – образ «самого читающего вида транспорта». По словам организаторов, приятной неожиданностью стало для них то, что в «темной комнате», где посетителям было предложено 40 вопросов про чтение, ответы на которые следовало писать мелом на стенах и потолке, не осталось ни сантиметра свободного места.

Куратор Алексей Рымарь и художник Ксения Филатова. Доклад о выставке «Воображаемая квартира Алексея Пешкова».
Случилось так, что квартира Горького и музей были уничтожены и восстановлению не подлежали: не нашлось ни одного человека, который бы помнил, как они выглядели. Создатели нового музея решили сделать интерактивную экспозицию, которая отражает внутренний мир писателя, его стремления, мечты и самое главное – жизненные стратегии.
Это взаимодействие нескольких пространств: на пространство реальной квартиры накладываются пространства социальное, ментальное (мысли, проекты, идеи) и пространство художественного мира писателя. «Для нас самым важным в жизни Горького показалась его романтическая интенция не принимать никакой факт действительности как завершенный», – говорил А. Рымарь. В экспозиции нет места сторонним наблюдателям: все посетители – равноправные участники процесса превращения «мастерового малярного цеха Алексея Пешкова» во «всемирно известного писателя Максима Горького».

Директор Государственного Музея Михаила Булгакова (г. Москва) П.В. Мансилья-Круз. О проекте «Слова и вещи: открытая коллекция».
Пространство квартиры Булгакова очень сложно с точки зрения подлинности и мемориальности. По словам Петра Мансилья-Круза, вся квартира Булгакова выражает собой инсценированную идентичность. И суть выставки в том, чтобы показать подлинные вещи в новом свете, достать из архивов те предметы, которым в обычной экспозиции не нашлось места, и устроить литературную игру, в которой посетитель может двигать предметы, создавая из них свои мир Булгакова.

Заведующая отделом Национального музея Республики Татарстан «Литературный музей Г. Тукая» (г. Казань) Г.Ф. Тухватова. О создании новой экспозиции музея Габдуллы Тукая.
Гузель Тухватова рассказала историю создания Литературного музея Татарстана. Основное внимание было сосредоточено на личности национального татарского поэта Г. Тукая, жившего в конце XIX века. Он прожил всего 27 лет, но его произведения стали достоянием мировой культуры. Здание Литературного музея Тукая не связано с биографией поэта, но было построено в XIX веке и создает атмосферу того времени. Литературная экспозиция размещена в четырех залах, где представлены личные вещи, рукописи и книги татарского классика.

Возврат к списку



Правила посещения музея

Посещение музея возможно только при предъявлении QR-кода и документа, удостоверяющего личность. При входе на территорию музея необходимо использовать маски, а также соблюдать социальную дистанцию. Подробнее тут

Перейти по ссылке для покупки билета.

Временное закрытие Московского дома Достоевского

Уважаемые друзья!
Отдел ГМИРЛИ им. В. И. Даля «'Московский дом Достоевского» по техническим причинам будет временно закрыт для посещения 7 февраля 2023 года. Приносим свои извинения за временные неудобства!