Новости

Выставка «Леонид Андреев. Жизнь человека» открылась в Доме И.С. Остроухова

2 сентября в отделе «Дом И. С. Остроухова в Трубниках» ГМИРЛИ имени В. И. Даля состоялось торжественное открытие выставки, посвященной 150-летию Леонида Андреева.

Вместе со Шварцем, чья ретроспектива расположена в соседнем крыле, Андреев возвращает в Трубники XX век, плотно соприкасаясь с современностью и при этом заражая театральностью и бурлеском fin de siècle. К созданию обеих выставок привлекались театральные художники, что отразилось в выраженной динамичности и эмоциональности композиции.

Экспозиционное высказывание нанизывается на структуру пьесы Андреева «Жизнь человека» и разделено на пять отсеченных цветом и драпировкой зон. Художник Филипп Виноградов мастерски раздробил выставку на визуальные отрезки, вводящие почти тактильное ощущение пространства: фактурные алая комната и инсценированное помещение деревянного дома Андреева в Финляндии предваряются долгим блужданием по лабиринту.

Куратор Марина Краснова отсылает нас к лабиринту памяти, осознанному и бессознательному в личности писателя и в его творчестве. Вместе с сокуратором Тимуром Хайруллиным они постарались передать через театральную метафору сложное переплетение судьбы и произведений Андреева.

Директор ГМИРЛИ имени В. И. Даля Дмитрий Петрович Бак, открывая выставку, отметил органичное вплетение Андреева в породившую его эпоху экспрессивного выражения, визуальным каноном для которой стал «Крик» Мунка. Д. П. Бак назвал писателя enfant terrible своего века, несправедливо помещённым «во второй, если не третий ряд, гениев русской литературы».

В выставке приняли участие музеи разного формата: от крупного Орловского объединенного государственного литературного музея И. С. Тургенева до небольшого, но примечательного музея Леонида Андреева в Южном Бутове. Топология Андреева — подспудная кураторская тема, ведь постоянные перемещения и странничества писателя не представляют возможным ограничиться лишь одним городом или адресом.

По словам директора Орловского объединённого музея Веры Витальевны Ефремовой, выставка позволила по-другому взглянуть на писателя, а предоставленные музеем материалы заиграли новым цветом.

Лучшие события в жизни Андреева связаны с «бутовским периодом», поэтому усадьба в Бутове — еще одно сакральное место, отделённое от пространства экспозиции. Антон Семёнович Никулин — президент Фонда поддержки культурных и научно-просветительских инициатив «Родное наследие» и руководитель музея Леонида Андреева в Бутове — принимал активное участие в подготовке к выставке и помог дополнить реальность экспозиции виртуально-бессознательным, так что зрители смогут увидеть воплощенные актерами театра «Театральный особнякъ» мрачные фантазии писателя через VR-оптику.

Эрнест Дмитриевич Орлов — заместитель директора по научной работе Государственного музея истории российской литературы им. В. И. Даля — подчеркнул, что главная задача выставки — создать определённую эмоцию и заинтересованное соучастие зрителей. Подобная постановка задачи требует от кураторов очень кропотливой и тернистой работы, непосильной для одного музея. Выставка в Трубниках — пример из «истории музейного братства и соработничества».

Партнёрами выставки стали Орловский объединенный государственный литературный музей И. С. Тургенева, Литературный музей ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), Российский государственный архив литературы и искусства, Российская государственная библиотека, Музей Московского художественного академического театра, Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, Санкт-Петербургский государственный музея театрального и музыкального искусства, Музей Леонида Андреева в Бутове.

Наталья Юрьевна Самойленко — заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной деятельности — напомнила присутствующим, что важнейшая задача библиотеки — хранить и раскрывать для широкого круга свои фонды. Именно благодаря РГБ стало возможным впервые презентовать полную версию скандала вокруг нашумевшей повести «Бездна», ознаменовавшей взлёт Андреева в литературном мире.

Выставка использует многообразие средств визуальной и текстуальной выразительности, тем самым становясь, как сказал Дмитрий Бак, «историко-литературным и исследовательским проектом». Гуляние по задрапированному мрачному миру Андреева в начале выставки прерывается театрализованной сценой — символом скандального успеха писателя. Направленное на текст и подтекст внимание зрителя смягчается в зале, посвященном андреевским автохромам — словно светящиеся изнутри бурно-яркие фотографии контрастируют с тёмными досками стен, создающими образ деревянного дома Андреева на Чёрной речке в Финляндии. Напоследок, перед выходом из экспозиции, зрителя встречает овеществлённый в пространстве и цвете «красный смех».

Крупный междисциплинарный проект-выставка сопричастен современности по форме и содержанию. «События и персоны, — замечает Эрнест Орлов, — осмысляются не с точки зрения идеологии, а с точки зрения исторического времени». Эта темпоральная ревизия вписывается в миссию ГМИРЛИ — разрабатывать новые принципы и подходы к представлению истории российской литературы музейными средствами. Выставка «Леонид Андреев. Жизнь человека» — хороший пример современных экспозиционных практик музея и важный рубеж на пути к приближающемуся 100-летию ГМИРЛИ им. В. И. Даля.

Текст: Софья Калинычева

Фото: Иван Бевз

Видео: Павел Князев