+
Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГМИРЛИ и другие
  4.  В Москве прошёл конкурс чтецких работ имени Я.М. Смоленского

В Москве прошёл конкурс чтецких работ имени Я.М. Смоленского

11 апреля 2021 г.

С 5 по 7 апреля 2021 года в Учебном театре Высшего театрального училища (института) имени Б. В. Щукина прошёл ХХIII Межвузовский конкурс чтецких работ имени Я. М. Смоленского. В этом году конкурс был посвящён памяти бессменного председателя конкурса народного артиста СССР В. С. Ланового. С этого года помимо призовых мест и дипломов участникам конкурса вручается гран-при — премия имени В. С. Ланового, о чём на открытии конкурса объявили ректор ВТУ имени Б. В. Щукина, председатель жюри конкурса Е. В. Князев и народная артистка РСФСР, ведущая актриса Театра имени Е. Б. Вахтангова И. П. Купченко.

В жюри конкурса вошли известные педагоги и мастера художественного слова, представители ведущих театральных школ России Антонина Кузнецова (ГИТИС), Наталья Штода (ВТУ имени М. С. Щепкина), Александра Николаева (Школа-студия МХАТ), Андрей Рогожин (ВГИК имени С. А. Герасимова), Наталья Ковалёва (ВТУ имени Б. В. Щукина), а также заместитель директора ГМИРЛИ по научной работе Эрнест Орлов и представитель Фонда конкурса имени Я. М. Смоленского.

Из нескольких десятков талантливых молодых актеров из Москвы, Казани, Ярославля, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Воронежа, Саранска, Саратова и Самары жюри предстояло отобрать лишь семерых. Студенты и их педагоги выбирали для своих работ не только проверенную классику — произведения Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова, А. П. Чехова, И. А. Бунина, М. А. Булгакова, В. В. Набокова, В. П. Астафьева, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, Д. С. Самойлова, Р. И. Рождественского и Г. Г. Маркеса, но и редко исполняемые тексты Н. А. Некрасова, Л. Н. Андреева, А. П. Платонова, Ю. П. Олеши, Г. В. Иванова, И. А. Бродского, Ю. Я. Яковлева и даже документальную прозу Н. Н. Берберовой.

Большинством голосов члены жюри присудили гран-при конкурса Александру Антипенко (ГИТИС), избравшему для представления главу 13 повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»: настолько живо, тонко и необычно был воплощён этот непростой для восприятия текст, настолько органичен он был исполнителю. А вот распределение мест было невероятно сложным — так много сильных, разнохарактерных и достойных работ было представлено на конкурс.

По итогам голосований первая премия была присуждена Сергею Барышеву (ВТУ имени Б. В. Щукина), читавшему рассказ А. П. Чехова «Без заглавия», опубликованный в газете «Новое время» в 1887 году, нечасто удостаивающийся внимания. Ученик В. С. Ланового нашёл столь верную интонацию и подачу выбранного материала, что поневоле верилось в то, «как прекрасно зло».

Премии имени А. И. Генесина был удостоен Руслан Абитов (Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва). Один из самых ярких конкурсантов, читал рассказ А. П. Чехова «Рыбья любовь», что нередко звучит в исполнении мастеров художественного слова. Впрочем, студенту из Саранска удалось покорить не только зрителей в зале, но и жюри.

Вторую премию разделили Анастасия Белова (Школа-студия МХАТ) за трагически-трогательное прочтение поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и Николай Шувалов (ВТУ имени М. С. Щепкина), воплотивший свое убедительное видение фрагмента романа В. П. Астафьева «Прокляты и убиты».

Третью премию получили Алексей Евсеев (Российская государственная специализированная академия искусств), представивший языком жестов рассказ А. П. Чехова «Мститель», Денис Корнух и Сафия Яруллина (ВТУ имени М. С. Щепкина), органично и точно примерившие на себя образы героев повести А. П. Платонова «Фро» и Глеб Ромашевский (ГИТИС), обратившийся, как и обладатель гран-при, к тексту повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» и создавший очень точный психологический рисунок своего героя.

Полный список дипломантов и лауреатов XXIII Конкурса имени Я. М. Смоленского

Традиционно конкурс включает, помимо прослушиваний, мастер-классы, лекции, круглые столы и творческие встречи. 5 апреля в Арт-салоне Центрального Дома актёра прошла дискуссия «Современная литература и творческий подход в работе с ней», в которой приняли участие директор ГМИРЛИ имени В. И. Даля Дмитрий Бак, художественный руководитель Театра «Практика» Марина Брусникина, доктор искусствоведения, научный руководитель Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере МГУ Михаил Швыдкой и драматург, член Союза писателей Москвы Елена Исаева.

Участники дискуссии пытались определить, что включает в себя понятие «современная литература», является ли главным обращение авторов к актуальным или вневременным темам, Как отметил Дмитрий Бак, «наиболее актуальное тематически быстро, стремительно устаревает. Никто не знает, что будет актуальным. На фоне советского канона всё отличающееся было актуальным, важным. Сейчас не так. Всё тематически и по форме новое быстро становится мейнстримом, серийным, воcпроизводимым массово».

«Для театра, — призналась Марина Брусникина, — в первую очередь интересны новые темы, новые формы, новый угол зрения, чаще всего неожиданный, парадоксальное мышление автора, явленное в тексте».

Отдельный блок дискуссии был связан с графоманской литературой. Перед участниками был поставлен вопрос: как отличить подлинную литературу от увлечения самим процессом писания? Парадоксальный вывод Дмитрия Бака: «графоманский текст — это и есть подлинная (искренняя) литература» привёл к размышлениям о принципах отбора и об отсутствии канона современной литературы. Да, различные литературные премии позволяют отследить некоторые тенденции, но множество платформ для обнародования текста, появившихся в настоящее время — губительны. «Исчез институт эксперта, критика. И если говорить о поэзии и прозе, то остаётся ориентироваться не на толстые журналы, как это было прежде, а на авторитетные поэтические серии и определённые издательства», — посетовал Дмитрий Бак.

Михаил Швыдкой призвал ориентироваться в отборе литературы для представления на сцене на собственное чутьё, но это чутьё, как отметили собравшиеся, должно опираться на общую начитанность, знание образцов классической литературы, чувство языка и стиля. Знакомство с классикой позволяет лучше выявить новаторство или, напротив, беспомощность некоторых современных текстов.

Как заметила Марина Брусникина (и с ней согласились все участники дискуссии), «канон уничтожен, и это происходит во всех сферах искусства, в том числе в театре».

7 апреля в Доме актёра состоялась встреча с заместителем директора ГМИРЛИ имени В. И. Даля по научной работе Эрнестом Орловым, который выступил с лекцией «Врут все: А. П. Чехов в воспоминаниях и метаморфозы современности».

В собрании ГМИРЛИ немало воспоминаний родственников, друзей и знакомых Чехова, благодаря которым можно получить представление о событиях минувшего. Как отметил Эрнест Орлов, «воспоминания — единственный источник нашего знания о том, как говорил Чехов, как смеялся, как общался с людьми, как работал, какие привычки ему были свойственны. Впрочем, воспоминание — это всегда реконструкция виденного ранее, всегда некоторый домысел, а иногда и вымысел. Мемуары о Чехове, многие из которых стали появляться в печати сразу после смерти писателя, таят в себе удивительные противоречия. О писателе размышляют разные люди, знавшие его в разные годы, видевшие в разных состояниях и настроениях».

Сегодняшний образ Чехова — с многочисленными наслоениями мифологии и мифотворчества, чему виною приблизительность и относительность, а также нежелание наших современников доискаться до факта, — сильно искажён и упрощён. Но приближает ли нас к Чехову его частое присутствие на сцене и на экране? Помогает ли нам всё растущая литература о писателе? В этом как раз и разбирались участники встречи.

Текст: Лев Невский

Фотографии предоставлены Театральным институтом имени Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова

Возврат к списку