Сохраняем прошлое — создаем будущее

Государственный музей истории
российской литературы имени В.И. Даля
(Государственный литературный музей)

Музейные
отделы

 

  1.  Главная
  2.  Новости
  3.  ГМИРЛИ и другие
  4.  Состоялась лекция «Советский кинематограф в годы эвакуации»

Состоялась лекция «Советский кинематограф в годы эвакуации»

20 Августа 2020 г.

Отдел: Дом И.С. Остроухова в Трубниках

Кино в эвакуации: от «боевых киносборников» до «Ивана Грозного»

13 августа 2020 в рамках выставки «Ноев ковчег писателей. Эвакуация 1941–1944» открытой для посетителей в отделе ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Дом И. С. Остроухова в Трубниках», состоялась лекция «Советский кинематограф в годы эвакуации». О фильмах того времени рассказал научный сотрудник ГМИРЛИ Тимур Хайрулин.

По его словам, в 1930-е годы советский кинематограф в таких лентах, как, например, «Волга-Волга», «Цирк», «Свинарка и пастух», пытался на экране показать идеально-сказочный мир советского человека. «Соцреализм — это не отражение действительности, а ее моделирование, это искусство прагматики и широкого воздействия на массы», — считает Тимур Хайрулин. С началом Великой Отечественной войны, эвакуировавшись в Алма-Ату, советские киностудии также пытаются представить нечто «бодро-патриотичное». Типичными лентами тех лет были «Боевые киносборники», где врага на первых подступах разбивали храбрые и непобедимые воины Красной Армии. Помогал одолеть врага даже воскресший Чапаев.

В 1942 году Иван Пырьев снимает «Секретаря райкома» — первый советский фильм, где на экране видна реальная трагедия начала войны. Тем не менее, в этих соцреалистических картинах герои бессмертны, они уходят в сказочную реальность от трагедии жизни, лица актрис Ладыниной и Орловой должны вселять в зрителя надежду на скорую победу над врагом. Главный пример такого ухода от реальности — фильм «В 6 часов вечера после войны» Пырьева, где все ненатуральное, картонное, но в то же время в нем очень точно предсказана победа. В драме «Жди меня» с Валентиной Серовой, снятой при участии автора одноименного стихотворения Константина Симонова, центральное место занимает мир глубоко личных переживаний женщины, ждущей своего любимого. Меняется и язык, и способ рефлексии. Может быть, впервые на советском экране главный герой картины говорит о себе: «Я воскрес».

Уделил внимание лектор и знаковому фильму Леонида Лукова «Два бойца» с Марком Бернесом в главной роли, созданному в противовес «Секретарю райкома». Если в «Секретаре» все решает власть, герои зависят от нее, то в «Двух бойцах» почти нет сцен, где появляются партийные начальники. Боевая дружба, которую не могут разрушить недолгие ссоры, шутки в минуту отдыха, отвага в жарком сражении — такими предстают перед зрителем бойцы, герои, вышедшие из народа.

Поворот в сторону раскрепощения киноязыка фильмов военной тематики происходит с момента выхода на экраны ленты Абрама Роома «Нашествие» по одноименной повести Л. Леонова. В ней впервые показана неприглядная правда о войне, съемки картины проходили не в павильонах, а на улицах освобожденных от врага советских городов. В фильме Марка Донского «Радуга» реальность превращается в натурализм. Главную героиню ленты, беременную крестьянку, фашисты жестоко пытают и убивают прямо на глазах у изумленных зрителей. Ее образ, по словам Тимура Хайрулина, стал провозвестником христианской тематики в советском кино.

Завершилась лекция рассказом о съемках фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», проходивших в Алма-Ате. Сценарий картины утвердил лично Сталин, он же запретил к показу ее вторую серию. Многие киноведы уверены, что фильм Эйзенштейна лакирует историю и подстраивается под взгляды вождя народов. А Тимур Хайрулин считает, что режиссеру удалось благодаря визуальным эффектам показать страшный и в то же время мощный образ великого царя, поднять многие важные этические проблемы того времени.

Константин Чупринин

Возврат к списку